Статьи подрубрики государственное регулирование:

 
D Conf_ban
GMP_ban
Pharma21_09
AS_Sammit21_09
Logic_2021
Пятигорск_МедФарм
ФинЗдрав
КонгрессТерапевт_бан

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

Те инциденты и нежелательные события, которые порой возникают в процессе оказания пациентам медпомощи, являются мировой проблемой. И Россия тут не исключение. Конечно, никто из медработников не хочет причинить вред жизни и здоровью пациенту. Тем более в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей. Но, к сожалению, и в зарубежных, и в наших медицинских организациях такие события происходят. Надо не бояться говорить о них и разбирать их. Ведь замалчивание проблем еще больше подвергает опасности жизнь и здоровье больных людей, а так же персонала медорганизаций.

Волнение обоснованно

Неточная и несвоевременная постановка диагноза является наиболее часто возникающей (до 17% всех опасных случаев в ЛПУ).

Внутрибольничные инфекционные заболевания — еще один существенный вызов.

Многие нежелательные последствия возникают из-за банального человеческого фактора. Вот лишь два крайне негативных примера из недавней практики.

  • Первый — Уральский кардиолог скончался в своей же больнице из–за ошибки коллег.
  • Второй — Школьница умерла, так как вместо реаниматолога ею стал заниматься психиатр.

При этом 50% из негативных последствий, происходящих в медицинских стационарах, предотвратимы.

Долгие годы было принять считать, что самым опасным в здравоохранении звеном являются стационары, т.е. больницы. Однако по последним данным, амбулаторно–поликлинический сегмент также имеет высокую степень риска, причем, как для пациентов, так и для медперсонала. Между тем эти риски в амбулаторном звене можно предотвратить в 80% случаев.

А пока оказание медпомощи с определенными рисками является одной из 10 основных причин смертности и инвалидности во всем мире.

На столпах, требующих корректировки

На сегодняшний день каждая российская медицинская организация должна отвечать четырем требования. На первый взгляд, они вполне адекватны той сфере деятельности, которой является здравоохранение. Но не все так радужно. И эти требования нуждаются в дополнениях. Итак:

Требование №1. Лицензирование как основа обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.

Для старта такой "бумаги", возможно, будет и достаточно. Но останется ли она и в дальнейшем такой основой? К сожалению, нет. Ведь и строения, и медоборудование могут выйти из строя. Персонал по какой–то причине может работать не в полном составе. Скажем, кто–то отправился в отпуск, кто-то взял больничный лист, а кто–то и уволился. Вот и получается, что сама по себе лицензия должна с течением времени дополняться новыми директивами.

Требование №2. Повышение уровня подготовки медицинских работников.

Безусловно, профессиональные знания и умения персонала любой медицинской организации должны непрерывно пополняться и обновляться. Но вместе с тем каждому ее сотруднику следует научиться не просто выполнять свои обязанности, но и брать на себя ответственность. Пока же вся ответственность в организации медицинского профиля лежит только на главном враче.

И если лечащие врачи, как правило, подсознательно ощущают себя ответственными за здоровье и жизнь своих пациентов, то другие сотрудники ЛПУ об этом задумываются крайне редко. К чему это приводит? А вот представьте себе, что работник технической службы вовремя не отремонтировал лифт — пациента не смогли доставить в операционную своевременно, что повлекло за собой самые негативные последствия. Должен ли виновный в этом нести ответственность? Безусловно.

Что уж говорить о среднем медицинском персонале. Простая вещь – наконечник для клизмы. Если медсестра не поменяет его, то, как минимум, спровоцирует у пациента кишечную инфекцию. И таких примеров безответственности огромное количество.

Не только главврач, но и каждый сотрудник медицинской организации (далее – МО) должен нести ответственность за безопасность пациентов.

Требование №3. Достаточное материальное обеспечение МО.

Но и тут может возникнуть множество внеплановых коллизий. Сломался какой-то аппарат из арсенала «тяжелой техники». Вот и не смогли своевременно поставить точный диагноз. Да, даже простые предметы могут подвести. Неисправная каталка или кровать без бортиков способна привести к падению пациента со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому и в этом сегменте медицинского учреждения каждый должен нести ответственность за свой фронт работ.

Требование №4. Стандартизация процессов в здравоохранении.

Пока профессиональное сообщество еще не готово работать на основе стандартов. Особенно в формате тех регламентов, которые касаются вопросов безопасности. Мнение о том, что стандартизация мешает индивидуальному подходу к пациенту, к сожалению, все еще глубоко сидит в профессиональном сознании. А ведь именно вопросы стандартизации необходимо внедрять для обеспечения безопасности пациентов.

Например, нельзя "творчески" подходить к процессу переливания крови больному. Здесь нужно жестко соблюдать все нормы и правила. Также и для других манипуляций надо четко выполнять все этапы конкретного стандартизированного алгоритма. Кстати, стандартизация входит даже в понятие корпоративной культуры.

Иванов Игорь

"К сожалению, в учебных программах вузов и средних медицинских учебных заведениях не рассматриваются вопросы безопасности. И даже у их руководителей наблюдается недостаточный уровень компетенций по вопросам управления качеством и безопасности деятельности медработников. И это — настоящая проблема, которую необходимо решать уже сейчас", — считает Игорь Иванов, председатель, гендиректор Национального института качества в ведении Росздравнадзора.

От управления к контролю

Есть документы Минздрава РФ о контроле деятельности МО. Но, прежде чем что–то контролировать, его нужно организовать. Потом им надо управлять. И только затем контролировать. Хорошо, что сейчас набирает обороты система внутреннего контроля. Ведь она часть системы управления.

Как не странно, но многие руководители МО не совсем точно себе представляют, что такое управление, и что такое контроль. Между тем по этому поводу существуют четкие определения. И их нужно знать.

Управление — это деятельность, направленная на координацию функционирования объектов с целью достижения поставленных задач.

Контроль — это систематический процесс регулирования деятельности организации, обеспечивающий ее соответствие планам, целям и нормативным показателям.

Безопасность повысит конкурентоспособность

На сегодняшний день в России существуют 3 базовые элемента конкурентоспособности МО.

Элемент №1. Инновационная деятельность, в которую входит активная разработка и внедрение новейших технологий и методик лечения, применение высокоэффективных лекарственных препаратов и использование новых медицинских изделий.

Элемент №2. Опыт специалистов, включающий в себя высокий уровень квалификации персонала и компетенции в области более эффективных и современных методов лечения.

Элемент №3. Соответствие медицинского учреждения требований по управлению качеством с использованием единых стандартов безопасности медицинской деятельности. И тут важна иерархия требований, которая состоит из 3–х ступеней:

  • Первая — формирование и внедрение базовых требований к организации системы управления качеством и безопасностью деятельности.
  • Вторая — использование продвинутых требований национальной системы менеджмента качества и безопасности.
  • Третья — переход к соблюдению международных требований. Это поможет российским МО конкурировать с ведущими клиниками мира.

Равнение на ISQua

Во всем мире выделены определенные национальные инструменты аккредитации и сертификации, подтверждающие уровень качества и безопасности МО.

Наряду с этим существует международное сообщество по качеству в здравоохранении — ISQua. Это международная некоммерческая организация, которая занимается улучшением качества медпомощи оказания услуг в здравоохранении.

Более 30 лет ISQua работает над повышением безопасности медицинского обслуживания во всем мире. ISQua стремимся достичь этой цели через образование, обмен знаниями, внешней оценки, поддержки систем здравоохранения во всем мире и объединения единомышленников. Международное сообщество по качеству в здравоохранении проводит оценку: аккредитующих учреждений, стандартов в области качества и безопасности меддеятельности и образовательных программ.

Согласно требованиям ISQua:

  • Лечение пациентов предусматривает 163 стандарта и 670 измеримых элементов.
  • Обеспечение безопасной, эффективной и хорошо управляемой организации — 130 стандартов и 533 измеримых элемента.
  • Медицинское профессиональное образование и программы исследований — 17 стандартов и 160 измеримых элемента.

Всего: 310 стандартов и 1360 измеримых элементов.

Их пример и нам наука

В разных странах существуют разные подходы к обеспечению качества медицинской деятельности. Однако, как показывает опыт, практически в каждом государстве прослеживается эволюция модулей здравоохранения.

  • Первый модуль — профессиональный. На этом этапе главная гарантия качества медицинской помощи обеспечивается исключительно высоким профессионализмом и интуицией врача, инновационными лекарственными препаратами и современным уровнем используемой техники.
  • Второй — бюрократический. Тут имеется в виду стандартизация и унификация основных медицинских услуг, оказываемых в МО.
  • Третий — индустриальный. Здесь внедряются современные технологии управления. С отказом от массового инспекционного контроля в пользу самоконтроля со стороны исполнителей процесса.

Цикл внедрения изменений в качество предусматривает:

  • измерение и мониторинг индикаторов, проведение инспекций;
  • внедрение улучшающих изменений;
  • стандарты, цели, руководства, ожидания.

По мнению Игоря Иванова, здравоохранению в нашей стране — в плане развития и внедрения системы аккредитации относительно стандартов качества и безопасности — очень близок опыт Франции.

Развитие и внедрение системы аккредитации (Франция)

  • 1984 — МО обязаны выпускать ежегодные отчеты об оценке качества оказываемой медпомощи.
  • 1991 — МО обязаны развивать внутренние системы управления качеством медпомощи.
  • 1995 — Утверждена национальная программа обеспечения качества в здравоохранении: государством стали финансироваться и поощряться проекты по повышению безопасности пациентов в государственных МО.
  • 1996 — Реформа государственного и частного здравоохранения установила обязательное совершенствование качества оказания медпомощи.
  • 1997 — Создано национальное агентство аккредитации и оценки в сфере здравоохранения на добровольных началах.
  • 2008 — Аккредитация становится обязательной для всех МО, работающих в стране.

А что у нас?

На данный момент сравнение требований Росздравнадзора с надзорными органами другими государств осуществлялось в ограниченном режиме, т.к. в наших Практических рекомендациях представлены не стандарты, а показатели, т.е. определяется не уровень соответствия стандартам JCI (Joint Commission International). Несмотря на невысокий процент (40%) соответствия стандартам, в практических руководствах Росздравнадзора представлены все основные требования стандартов, обязательные для каждой МО.

Качество медпомощи

Стандарты безопасности и качества медицинской деятельности включают в себя 30 направлений. От идентификации пациента, лекарственной, хирургической и инфекционной безопасности до обучения персонала, безопасности хранения и переливания компонентов крови.

Анализ международных и национальных стандартов качества и безопасности медицинской деятельности помогает обозначить важнейшие требования, которым следует соответствовать персоналу каждой МО мира.

В планах сотрудников Национального института качества дальнейшее изучение систем, работающих в таких странах, как Германия, Турция, Корея, США и др.

Серьезной вехой для российского здравоохранения стал выход приказа Минздрава РФ от 07.06.2019 №381, который устанавливает единые требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности в МО страны.

Это — первый документ в системе Минздрава РФ, который выстраивает единый подход на основе стандартизации, что отвечает требованиям времени.

Пока внедрение этой системы носит добровольный характер, но, тем не менее, с каждым годом таких МО становится все больше и больше.

Начинали внедрение с 4 регионов и 6 МО. Сегодня вовлечено 46 четырех субъектов и около 270 МО, в которых идет активное внедрение практических рекомендаций Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МО. В 61 МО уже закончили внедрение системы управления качеством. При этом им пришлось справиться с рядом проблем, чтобы добиться 2-х групп улучшений: клинических результатов и экономических показателей.

Работа по внедрению системы предполагает не только совершенствование руководителя и его заместителей, но и всех сотрудников МО.

Имейте в виду

26 мая 2021 г. на 74–й сессии ВОЗ был утвержден глобальный план действий по обеспечению безопасности пациентов до 2030 года. Это значит, что и в России медорганизациям необходимо "вставать на рельсы" обновления и совершенствования в плане повышения уровня безопасности пациентов и медперсонала.

Чтобы сделать это было легче, всем без исключения сотрудникам МО нужно вспомнить, что они тоже рано или поздно становятся пациентами. И надо честно ответить себе, насколько они почувствуют себя в безопасности, попав в медицинскую организацию с целью лечения.

По материалам онлайн–школы организаторов здравоохранения "Развитие системы менеджмента качества" (организатор: АНО "Здоровье нации в твоих руках" и ГК "ММ–Форум")

Марина Масляева
17.07.2021
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Услуга Публикации прайс-листа аптеки

 
D Conf_ban
GMP_ban
Pharma21_09
AS_Sammit21_09
Logic_2021
Пятигорск_МедФарм
ФинЗдрав
КонгрессТерапевт_бан
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться