Статьи подрубрики фармацевтическая промышленность:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   

ОТСТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ОСНОВЕ

В числе первоочередных задач были названы: поддержание благоприятного инвестиционного климата, совершенствование нормативно-правового регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий, а также осуществления контроля за проведением их государственных закупок.

Присутствовавший на съезде помощник председателя Правительства РФ Геннадий Онищенко согласился, что успехи отечественной фармпромышленности очевидны, и посвятил свое выступление теме вакцинации. По его словам, большую роль в обеспечении национальной биобезопасности играет российская фармпромышленность, т.к. Национальный календарь прививок в основном обеспечен именно за счет российских производителей вакцин. Сейчас перед практическим здравоохранением стоят задачи расширить Национальный календарь, а вакцины создать поликомпонентными. Серьезное внимание уделяется возможностям российской фармы по реализации масштабного государственного проекта — лечению ВИЧ–инфицированных больных. В перспективе государство ставит также задачу ликвидировать гепатиты. В течение последних 10 лет остановлена острая фаза распространения гепатита В, благодаря национальному проекту и отечественной вакцине, напомнил Г. Онищенко.

Помощник председателя Правительства РФ напомнил, что сегодня именно фармацевтическая и медицинская промышленность — самый емкий потребитель научных достижений. "В любой цене на вакцину должны быть несколько рублей на науку, потому что это перманентный процесс. Мы должны находить место науке. Без нее нашему съезду дальше шага нет", – подчеркнул Г. Онищенко. Он также добавил, что никто из представителей властных структур не против создания отечественной фармпромышленности. Политическое руководство страны, Президент РФ постоянно занимаются этим вопросом. "Надо жестко отстаивать интересы отечественной промышленности, но на цивилизованной и хорошо проработанной основе", — сказал Г. Онищенко.

КОНТРОЛЬ И ГОСЗАКУПКИ

Основной темой, которая прозвучала практически во всех докладах, стал анализ правоприменительной практики Федерального закона от 05.04.13 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" №44 (ФЗ-44) и имеющихся нарушений со стороны региональных властей — госзаказчиков.

Именно этот фактор сдерживает более высокие темпы роста продукции при наличии в стране соответствующего потенциала и ресурсов. Мощности отечественного производства используются далеко не полностью, отразил общую ситуацию Ю. Калинин.

Сдерживающим фактором, по его словам, здесь по–прежнему является не всегда оправданная ориентация лечебно–профилактических учреждений и органов здравоохранения на продукцию импортного производства. Многие виды продукции при наличии конкурентоспособных отечественных аналогов закупаются у зарубежных компаний, несмотря на то, что впоследствии из–за отсутствия расходных материалов не используются. При этом при государственных закупках заказчики нередко необоснованно отказывают отечественным производителям в участии в торгах, включают в состав одного лота продукцию различных видов, излишне конкретизируют лоты, технические задания и условия исполнения контракта прописываются под конкретного поставщика. Показательным примером, отметил Ю. Калинин, может служить электронный аукцион на право заключить контракт на поставку цифрового маммографа для нужд Воронежского областного клинического диспансера.

Аргументируя важность решения проблемы, Ю. Калинин отметил, что в 2015 г. государственные закупки лекарств и медицинских изделий превысили 600 млрд руб. Если удастся избежать нарушений требований Федерального закона о контрактной системе, а также постановлений Правительства РФ №102 от 05.02.15 ("третий лишний") и №1289 от 30.11.15, то экономия при госзакупках может достигать десятков миллиардов рублей, которых так не хватает сегодня.

Президент ассоциации "Здравмедтех" Александр Ручкин коснулся темы контролирующих отрасль органов. Кто наблюдает и контролирует: Росздравнадзор или Роспотребнадзор? Требования их во многом разнятся. "Давайте одного регулятора оставим", — сказал он, обращаясь к представителю Минздрава Елене Максимкиной.

Вообще же, промышленникам хотелось бы заранее знать, по каким методичкам будут учиться инспекторы. А. Ручкин отметил, что отрасль готова дать свои предложения по разработке программ обучения, чтобы знать и понимать особенности требований при проверке предприятий.

Генеральный директор ГК "Герофарм" Петр Родионов констатировал, что только треть закупок проводятся российскими регионами в соответствии с буквой закона, оставшиеся же идут с нарушениями. Региональные власти используют старые схемы, не допускают или ограничивают производителей и конкуренцию. Есть регионы, по словам П. Родионова, которые по старинке объявляют конкурс по торговым наименованиям, не считая нужным следовать нормам ФЗ–44 о закупках.

"Разнообразные трактовки и подходы к закону о закупках возможны в отсутствие четкой позиции ФАС и единого понимания территориальными органами ФАС одной и той же нормы закона", — убежден глава ГК "Герофарм". Опасной тенденцией предприниматель считает не только нарушение ФЗ–44, но и под разными предлогами уход от выполнения его норм. Ярким примером такого опасения П. Родионов считает решение Законодательного собрания Нижегородской обл. о передаче государственной функции своего субъекта — ГУП — на предоставление услуг. Он попросил Федеральную антимонопольную службу проверить это решение на соответствие законодательству РФ.

П. Родионов также предложил ввести изменения в КоАП, касающиеся ответственности госзаказчика, нарушающего требования ФЗ–44, а именно такую меру, как дисквалификация заказчиков на 1–2 года. Сегодня другого наказания, кроме штрафа, нет. Глава компании "Герофарм" уверен, что после введения дисквалификации нарушений при проведении госторгов станет меньше.

Основательный анализ нормативно-правового обращения лекарственных средств и медицинских изделий и мер, принимаемых государственными регуляторами, был представлен в выступлении руководителя Росздравнадзора Михаил Мурашко. Он напомнил о процедуре выборочного контроля, которая обязывает производителя в случае обнаружения повторного брака переходить на посерийный контроль (если допущено до 3 бракованных серий, производство приостанавливается), а также об уголовной ответственности за брак. О том, что это уже реально действующая норма, свидетельствует уголовное дело, завершившееся пятилетним приговором и штрафом в 8 млн руб. человеку, подделавшему регистрационное удостоверение Росздравнадзора.

"Твердо стою на позиции, что если дается преференция, то в обмен на обязанность, а обязанность — это качество. Проблемы по качеству еще существуют в производстве, и без контроля этого качества не обойтись", — сказал М. Мурашко. В 2016 г. уже выявлено недоброкачественных лекарств на 150 серий больше, чем в прошлом году, при этом в 2 раза снизилось число незарегистрированных медизделий на рынке, чему способствовало, по словам М. Мурашко, "появление кнута в виде уголовной ответственности".

Цены за лекарства и медизделия также требуют внимания и контроля регулятора. Глава Росздравнадзора считает, что "наш рынок не должен так активно реагировать на колебания курса валют". Особенно бурно отреагировал сегмент лекарственных препаратов до 50 руб., показав максимальный рост практически на 16%.

НОВИНКИ ОТ МИНПРОМТОРГА

На съезде также выступил заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб. Он рассказал о новых видах господдержки, над которыми работает министерство. Поддерживая идею о проведении всех госзакупок в рамках ФЗ–44, замминистра отметил, что в настоящее время идет активное обсуждение вопроса о предоставлении дополнительных преференций для производителей полного цикла лекарственных препаратов, включая синтез субстанций. Здесь главная идея – сформировать трехступенчатую конструкцию государственных закупок. "То есть, — пояснил С. Цыб, — предлагается, чтобы изначально преференции получали производители препаратов полного цикла, включая синтез субстанций. Если таковых нет, то предпочтение будет отдано производителям готовой лекарственной формы. Если и их не будет, то к аукциону будут допущены все остальные производители".

По данному вопросу в рамках поручения Правительства РФ проводится работа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). Если удастся нормативно закрепить такой механизм, он будет существенным стимулом для развития компаний, уже производящих готовую лекарственную форму, в т.ч. по реализации ими проектов по синтезу субстанций. "Такая тенденция уже активно набирает обороты, — отметил замминистра. — Через Фонд развития промышленности, например, уже финансируются компании, которые организовывают производство субстанций на территории России".

При участии пресс–службы Центра корпоративных коммуникаций S–Group

Гончарова Анна
21.04.2016
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться