Статьи подрубрики управление:

Анонс мероприятий:
 
Съезд медсестер бан GMP_konf
Фармбизнес бан Аптечный саммит бан
HR ban PharmLog_ban
Конгресс терапевтов_бан АПТЕКА_баннер
   

АПТЕКИ И МАРКИРОВКА: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Не стала исключением и обязательная маркировка лекарственных препаратов: сегодня от деталей ее функционирования во многом зависит доступность лекарственной помощи пациенту.

Как мельчайшие элементы электронной системы влияют на работу современной аптеки — в том числе в небольших населенных пунктах? Что важно скорректировать, чтобы доступ к фармацевтической помощи не имел затруднений? Ответами на эти вопросы с МА поделились аптечные организации — участницы Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма" из разных регионов страны: Подмосковья, Кировской, Пензенской, Саратовской и Самарской областей, республик Башкирии, Мордовии и Чувашии…

"Краснокнижная" фармация: как сохранить ФАПы?

Первый косвенный эффект внедрения системы МДЛП оказался очень серьезным. Речь идет о работе фельдшерско-акушерских пунктов, обеспечивающих лекарствами жителей отдаленных районов и сельской местности.

"ФАПы перестали закупать у нас лекарственные препараты".

"После внедрения маркировки ФАПы полностью прекратили с нами работу, ведь они не подключены к системе МДЛП и у них отсутствует необходимое оборудование. По нашим данным, в настоящее время их снабжают районные ЦРБ".

"С ФАПами вообще беда, — констатируют в Саратовской области. — Маркированные лекарственные средства мы им не отпускаем, а немаркированных препаратов почти не остается. Жители сел остаются вообще без лекарств — и это в разгар пандемии".

Механизм, при котором фельдшерско-акушерский пункт сможет отпускать маркированные препараты пациентам, был не так давно продуман для одного из районов Ярославской области. Теперь главное — начать применение подобных схем в других районах и регионах.

Все начинается с приемки

Поступление лекарств в распоряжение аптеки — одно из важнейших слагаемых фармацевтической помощи. С внедрением маркировки в данный процесс внесены свои коррективы.

"Понадобился дополнительный персонал для сканирования. В целях экономии выполняю эту обязанность лично, — рассказывает руководитель аптеки из Кировской области. — Ежедневно это занимает от двух до пяти часов".

"Время приемки лекарственных препаратов увеличилось в два с половиной раза, — комментируют ситуацию в Пензе. — С одного дня до двух с половиной. При этом объем поступлений от поставщиков остается прежним".

"Скорость приемки упала до двух рабочих дней, — констатируют в Чебоксарах. — Мы должны были выделить дополнительного квалифицированного сотрудника только на данный процесс. Из–за этого увеличился фонд оплаты труда — т.е. расходы аптечной организации существенно выросли… Огорчает и то, что лекарственные препараты, фактически доставленные в аптеку, но еще не прошедшие приемку, отпустить пациенту мы не можем".

Работа над ошибками

К сожалению, виды технических ошибок при функционировании системы маркировки также достаточно разнообразны. Так, ряд наших респондентов отметили:

  • сбои в схеме возврата лекарственных препаратов дистрибутору (аптека формирует накладную по всем правилам, а в системе "Честный знак" статус оказывается отклоненным);
  • проблемы со сканированием цветных кодов на упаковках лекарств;
  • невозможность отпустить лекарственное средство при перебоях с интернетом.

"Ошибки в работе с маркировкой происходят ежедневно, — замечают в Пензенской области. — "При отправке накладной подтверждаются не все позиции, а на ожидание подтверждения от системы уходит до двух часов. Приходится отправлять и ждать повторно. Возвратные же накладные поставщикам всегда показывают ошибку — этот процесс совсем не отлажен".

"Наиболее частое нарушение в работе с системой – несвоевременное сканирование препаратов при поступлении, — рассказывают в Кировской области. — Проблема в том, что некоторые поставщики формируют накладные датой заявки, а фактически привозят препараты через неделю и даже позднее (если, например, в оптовой организации сломалась машина). Как мы будем доказывать, что препараты доставили позже? Фотографировать сопроводительные документы поставщиков, в которых мы расписываемся и отдаем их водителям?" С учетом того, что с 1 декабря вступают в силу административные санкции, в т.ч. за несвоевременную передачу данных в систему МДЛП, вопрос актуален.

Некоторые сбои вызывают у аптечных организаций еще больше вопросов. "Бывает, что система выдает ошибку, и ты откладываешь эту накладную и занимаешься другими, чтобы не затягивать процесс приемки. На следующий день открываешь накладную с ошибкой — а там все хорошо, акцепт получен! Но так бывает редко, — рассказывает еще один наш собеседник. — Обычно ошибка просто "висит" в системе, и тогда начинаешь звонить поставщику, чтобы он проверил ее. К сожалению, сама аптека в личном кабинете не сможет отыскать свою накладную, чтобы уточнить, какая ошибка. Там нет корректного фильтра, и потому поиск получается, как в ведре со злаковыми. Перемешиваешь зерна рукой и ищешь свое зерно".

ЧЗ и ОФД: сложности коммуникации

Говоря о взаимодействии с маркировкой, важно отметить и работу онлайн–касс. Их перепрошивка и замена фискальных накопителей действительно происходят часто, и функционирование новых форматов нередко приходится налаживать отдельно. Но дело не только в частоте этих "организационных моментов".

Иногда не устанавливается корректная коммуникация между программным обеспечением двух разных систем.

"Хотя мы и перепрошили кассы, "Честный знак" сообщает: около 2000 чеков отклонены по причине перепрошивки кассового оборудования, — вспоминает руководитель аптечной организации в селе. — Мы обращались в СБИС, где проводили данную процедуру. Там ошибок не выявили. Получается порочный круг". И что делать?

Что штраф грядущий нам готовит?

Как известно, с 1 декабря вступают в силу нормы об административной ответственности за нарушения взаимодействия с системой МДЛП. Поскольку в системе пока еще много сбоев, введение административных санкций вызывает серьезные опасения у аптечных организаций.

"Не знаю, насколько ощутимыми станут штрафы для сельских аптек, но полагаю, что мы окажемся на грани вымирания, — замечает руководитель аптеки из Подмосковья. — Наша аптека открыта по франшизе, поэтому нам доступна помощь программистов, которые нас консультируют. Как справляются с маркировкой аптечные организации при отсутствии такой помощи? — остается загадкой. На мой взгляд, сегодня вводить меры ответственности для фармацевтических организаций нельзя. Во–первых, неясны критерии. За что? За какие ошибки? За какие именно действия? Сбои электроники непредсказуемы. В течение дня в обращении — миллион коробок по всем аптекам нашей страны. А система МДЛП не справляется с нагрузками, данные загружаются некорректно… И работать с этим очень трудно. Поэтому штрафы приведут только к закрытию малых аптек и монополизации в фармации".

Аптека в селе

Необходимость регулярной поддержки со стороны ИТ–специалистов — увы, не преувеличение. "Любую проблему с маркировкой, даже самую малую, устранить самостоятельно фармацевтам сложно. Это работа программистов, вот и приходится либо держать в штате "айтишника", либо дополнительно оплачивать консультации приглашенного специалиста, — рассказывает владелец аптеки в Мордовии. — Также бывают препараты, которые заявлены поставщиком как маркированные, а на самом деле на упаковке нет QR–кодов. Приходится выяснять, как такое получилось. А это и время, и силы, и финансовые ресурсы. Небольшим аптекам, которые принадлежат провизорам, а не аптечным сетям, в сложившейся ситуации выживать очень трудно".

Сложности с маркировкой — не единственная проблема современной аптеки, продолжает наш респондент. Среди "факторов внешней среды" (так в теории управления принято обозначать слагаемые окружающей предприятие обстановки) важен новый размер предельных наценок на жизненно важные препараты, жесткая конкуренция с крупными сетями и изменившийся порядок налогообложения.

Выдержать все это вместе достаточно непросто. Если к названной картине добавятся меры административной ответственности за нарушения взаимодействия с маркировкой, ситуация, по прогнозам наших собеседников, может оказаться равносильной закрытию множества небольших аптек…

Нагрузка в девятикратном размере

Еще один косвенный эффект внедрения обязательной маркировки — отмена ЕНВД для организаций, работающих с маркированной продукцией. В числе таких организаций оказались и аптеки. Переход на новые режимы налогообложения, УСН и ОСНО, для аптечных предприятий оказался весьма ощутимым.

При переходе на УСН "доходы" по ставке в 6% налоговая нагрузка увеличилась в 12 раз, констатируют в Кировской области.

"После отмены ЕНВД произошло увеличение налоговой нагрузки в 3,4 раза, — делится опытом руководитель аптеки из Башкирии. — При этом рентабельность аптечной деятельности упала с 11 до 3%. Почти вчетверо… Сегодняшняя ситуация сказывается на малых предприятиях резко отрицательно, подводя их к точке банкротства».

Ряд аптек в Пензенской области отмечает пятикратный рост налогового бремени, в аптечных организациях еще нескольких регионов соответствующая нагрузка выросла в 9-10 раз.

В зависимости от вида и ставки нового налогового режима изменения могут быть различными. Но и троекратный, и двенадцатикратный рост налоговых отчислений может стать для аптеки критическим.

"Ранее налог на имущество платили с балансовой стоимости, а теперь — с кадастровой. И это катастрофа, — с горечью замечают в Саратовской области. — За прошлый год нам начислили налог в 400 тыс. рублей. Затем провели уценку здания вполовину, и за этот год начислили еще 200 тысяч. Где найти 600 тысяч дополнительно к УСН? Мы работаем сутки напролет, а в итоге — с минусовым балансом. Кроме того, занимаемся отпуском льготных препаратов. Рецептов много. За это получаем 3000 рублей в месяц. При росте числа пациентов, имеющих льготы, оплата аптечной организации не увеличивается. А с внесением рецептов в базу — постоянные проблемы. Накладные "встают" в программу не сразу, приходится ксерокопировать КИЗы и прикреплять их к рецептам (чтобы потом можно было внести их). Принимать в штат отдельного специалиста на льготный отпуск, увы, нерентабельно… Мы работаем изо всех сил, а получается, что ни на ремонт, ни на замену оборудования средств нет. Финансовый результат нулевой или отрицательный".

"Внешняя среда", в которой живет современная аптечная организация, состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов. Функционирование маркировки, как новый компонент системы, позволяет обратить внимание на целый ряд обстоятельств. "Технические моменты" требуют своих решений и от нахождения верных ответов на такие, казалось бы, маленькие задачи зависит самое главное — доступность лекарства для пациента. Разработка налоговых льгот для аптек или создание механизма работы ФАПов с маркированными препаратами — важные элементы этой главной цели.

Алтайская Екатерина
25.11.2021
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Услуга Публикации прайс-листа аптеки

Анонс мероприятий:
 
Съезд медсестер бан GMP_konf
Фармбизнес бан Аптечный саммит бан
HR ban PharmLog_ban
Конгресс терапевтов_бан АПТЕКА_баннер
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться