Статьи подрубрики страхование:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   

ЗДОРОВЬЕ ЗАВИСИТ ОТ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В настоящее время механизм и систему поэтапного внедрения лекарственного страхования необходимо обсуждать отдельно. Следует постоянно актуализировать перечни ЛС с доказанной эффективностью. Обучать врачей рациональному назначению ЛС с использованием научно обоснованных материалов, а не только рекламных акций фармкомпаний. Пациентам же следует прививать культуру правильного применения ЛС на основе строгих рекомендаций врача.

По словам председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Андрея Юрина, в последнее время оказание медицинской помощи в государственном плане осуществляется по следующим направлениям.

Первое – совершенствование законодательно-информационного обеспечения, второе – увеличение финансового обеспечения (повышение ставки страховых взносов в систему ОМС с 3,1 до 5,1%).

В принятом год назад законе об ОМС содержится ряд положений, о необходимости которых в последние годы много говорилось в экспертном сообществе. Например, о создании т.н. единой базы застрахованных.

На январь 2009 г. застрахованных в стране насчитывалось больше, чем… жителей Российской Федерации. За 2011 г. это количество уменьшилось, т.к. существует ряд категорий населения, которые не страхуются (например, определенные категории военнослужащих). Это не просто наведение порядка. Надо понимать, что за каждым застрахованным в страховую и медицинскую организации шли средства. Если учитывать, что это по 3 тыс. руб. на человека, то по итогам прошлого года получается, что в рамках только одной страховой организации было неэффективно потрачено порядка 3 млрд руб.: они пошли на людей, дважды застрахованных в страховых организациях! Сегодня эта проблема организационно решена, создается единая информационная база данных, благодаря которой дважды застрахованных попросту не будет. Увеличиваются и требования к уставному капиталу страховых организаций. Сегодня они составляют до 60 млн руб.

В связи с этим в 2012 г. следует ожидать сокращения количества и укрупнения страховых компаний. Причем каждый гражданин сможет самостоятельно определять интересующую его страховую структуру. Это означает, что для страховщика будет важен не только доступ в кабинет к тому или иному территориальному административному руководителю, но и непосредственный контакт с застрахованными.

Другое ключевое решение принято о вхождении в систему ОМС организаций, специализирующихся в системе здравоохранения. Это будет стимулировать конкурентную среду между медицинскими организациями. Можно сказать, что сегодня действует механизм защиты качества медицинской помощи в системе ОМС, причем в дальнейшем он будет совершенствоваться.

Важным фактом является то, что Государственной думе предстоит рассмотреть закон о платежах за лекарственную помощь неработающим. Если раньше работодатели платили в соответствии с законодательством, то теперь законодательному органу предстоит рассмотреть проект закона о размере платежей за эту категорию населения в целом по стране. Задачей Российской Федерации как государства является подтягивание отстающих территорий до единого уровня. Для этого требуется перераспределить средства на одинаковую стартовую базу для ОМС, к которой каждый субъект может добавить те средства, которые он сочтет нужным.

Говоря о перспективах развития системы здравоохранения, следует отметить, что лекарственное страхование – один из тех ее фрагментов, который предстоит решить на следующем этапе. Преодоление разобщенности в оказании медицинской помощи требует тщательной проработки с экспертным советом и медицинскими организациями. Дело в том, что скорая помощь, врачи первичного звена и стационары получают за оказанную помощь по отдельности. Если такое положение будет сохраняться, то говорить о повышении эффективности использования средств, поступивших в здравоохранение, не придется. Очень важно выработать совместные подходы к проведению лекарственного страхования при сохранении сегментированности в оказании медицинской помощи, когда нижнее звено не заинтересовано в большем или меньшем показателе госпитализации и оказании медицинской помощи в стационарах.

Лекарственное страхование нужно рассматривать как элемент создания общей системы организации здравоохранения, когда речь шла бы об усилении роли первичного звена, о врачах с иным качеством подготовки. В этой области и следует создавать законодательные акты, принимать организационные решения.

Сегодняшний приток средств в здравоохранение недостаточен для того, чтобы обеспечить необходимое количество специалистов и нужное число инструментария. Оставляет желать лучшего уровень заработной платы врачей. Поэтому задача ближайшей перспективы – увеличить финансовое обеспечение в здравоохранении с тем, чтобы оно ушло от существующего недофинансирования.

В настоящее время программа госгарантии ОМС составляет 671 млрд руб. Если отбросить регионы, в которых имеется профицит государственного финансирования, на первом этапе следует решить вопросы финансового обеспечения и лишь через несколько лет принимать решения по лекарственному страхованию.

Как отметил директор Института развития общественного здравоохранения, член Координационного совета РАФМ Юрий Крестинский, разработка государственной политики в области здравоохранения началась с 2001 г. В 2004 г. был сформулирован национальный проект «Здоровье», в краткосрочной перспективе принесший понятные и ощутимые результаты. Тем не менее отечественное здравоохранение наряду с другими отраслями до сих пор остается «падчерицей», что выражается в конкретных цифрах. Отношение к его финансированию до сих пор сохраняется «традиционным»: в восприятии многих руководителей оно является «черной дырой» и социальной «обязанностью», а не представляет собой инструмент, позволяющий реализовывать другие государственные концепции более высокого уровня.

Увеличение продолжительности жизни является лишь косвенным показателем характеристики эффективности системы здравоохранения и определяет демографическую политику государства. Эффективность же системы здравоохранения опирается на показатель т.н. здоровой жизни. Без хронических заболеваний и инвалидизации. К сожалению, такое понятие, как продолжительность здоровой жизни, до сих пор не фигурирует ни в каких законодательных актах.

Тем не менее, законодательные инициативы, реализующиеся в последние годы, являются очень полезными. Так, закон об обращении лекарственных средств и другие акты правового регулирования носят системный характер. Они базируются на законе ОМС, законе «Об основах охраны здоровья граждан» – актах, по которым будет определяться система развития российского здравоохранения. Несмотря на продолжающиеся дискуссии, вывод однозначен: у нас в стране будет система обязательного медицинского страхования.

Немаловажную роль в развитии структуры российского здравоохранения также будет играть закон, регламентирующий правовое положение медицинских учреждений. Это открывает дополнительную возможность привлечения серьезных инвестиционных ресурсов в систему здравоохранения.

Инфраструктурные инвестиции за счет средств ОМС, планируемые в размере 460 млрд руб. на протяжении 2011–2012 гг., – конечно, хорошо. Но, если их разделить на имеющиеся в стране медицинские учреждения, получится по 2–3 млн руб. каждому. На эти деньги даже косметический ремонт сложно сделать. Понятно, что осуществлять техническое перевооружение только за счет государственных средств невозможно. Инвестиции должны использоваться для государственно-частного партнерства, и нет сомнений, что в ближайшие пять лет в этой сфере нашу страну ожидает инвестиционный бум.

В начале 90-х гг. государство сняло с себя ответственность за медицинское обеспечение, и фармацевтическая отрасль самостоятельно превратилась в достаточно эффективную рыночную сферу. В то же время медицина осталась абсолютно дотационной, что является одним из факторов, определяющих неэффективность существующей системы здравоохранения.

В перспективе законы об ОМС и «Об основах охраны здоровья граждан» – акты, содержащие больше положительного, с учетом ряда критических замечаний, раздающихся в их адрес. В них впервые конкретизируется программа госгарантий не финансовых поражений, а конкретные объемы и виды медицинской помощи.

Если сегодня, в соответствии с Конституцией, финансировать все виды медицинской помощи, то бюджет здравоохранения таким быть попросту быть не сможет. В 2004 г. мы один раз уже признались, что, принимая закон о монетизации льгот, государство не сможет исполнить все принятые на себя обязательства. Тогда обязательства государства составляли 1,5 годовых бюджета страны. Поэтому сейчас лучше быть честными и указать, на каких видах медицинской помощи конкретизируется программа государственных обязательств. Важно видеть экономические перспективы финансирования системы здравоохранения и расширять программу госгарантий в ежегодном режиме.

Главная проблема принимаемых сегодня законов заключается в том, что мы до сих пор не понимаем, какое здравоохранение строим. В публичном поле это, по крайней мере, не определено. Пора дать ответ на такой вопрос, иначе мы (фармацевтическое сообщество) будем вынуждены объяснять, что именно строим. 

Мы декларируем социальную ответственность перед гражданами, при этом социальные расходы за счет средств федерального бюджета по годам уменьшаются с 1% ВВП в текущем периоде до 0,6% в 2014 г. Охрана здоровья граждан – стратегическая задача государства. И сваливание ответственности за оказание медицинской помощи на регионы в условиях, когда они однозначно не способны обеспечить ее из-за разного уровня экономического развития и квалификации врачей, приведет к тому, что уровень оказания социальной помощи, в т.ч. медицинской, в регионах будет все больше отличаться. Это – прямой путь к дезинтеграции страны по социальному признаку. Уровень здравоохранения и оказания медицинской помощи на территории страны должен быть единым.

По оказанию лекарственного обеспечения Россия остается в числе стран, где нет единых программ ее компенсации населению. Единственным выходом из этого было бы оказание такого обеспечения в рамках программ ОМС. Причем не следует оказывать стопроцентную компенсацию стоимости, иначе большая часть препаратов снова окажется в торговом обороте. Однако 50-процентное покрытие по базовому списку рецептурных препаратов в рамках ОМС поставит всю систему лекарственного обеспечения с головы на ноги и явится серьезным фактором его улучшения.

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович подчеркнула, что среди сложностей для нынешней системы ОМС – особенности ее финансирования. Так, список застрахованных определялся по законодательству как перечень граждан, в отношении которых был заключен договор страхования. Он сопровождался соответствующим перечнем, и было понятно, кто в этой системе за кого платил.

Сейчас такой список открыт, в него входят кто ни попадя: лица, временно зарегистрированные на территории страны, бомжи и пр. «Никакой связи между страхователями и кругом застрахованных нет, кто за них платит сегодня – не понятно. Это уже изначально не дает возможности сбалансировать обязательства».

Остается неконкретизированной и программа государственных гарантий. В ней, в частности, обещается все что угодно. А поскольку все граждане страны застрахованы бесплатно, то отсутствует и финансовая привязка к конкретным обязательствам, которая должна выполняться везде на уровне стандартов на всей ее территории.

Поэтому одним из серьезных направлений, по которому предстоит работать, является ограничение обязательств по трем осям: кому, на каких условиях и какую медицинскую помощь требуется оказать.

Предстоит определиться, по каким критериям будет оказываться полное медицинское покрытие и лекарственная помощь. Одной из важнейших функций страхования является процесс управления рисками. Он может осуществляться там, где воздействие дает максимальный эффект. Так, введение системы лекарственного страхования на амбулаторном звене оказывает максимальный эффект на стационарное лечение. Снижает затраты там, где медицинская помощь недофинансирована и несбалансирована. Поэтому введение лекарственного страхования жизненно необходимо для системы ОМС.

«Нас не смущает, что система обеспечения медицинской помощи излишне фрагментирована: существуют федеральный и территориальный фонды, страховые компании. Всего на пути до медицинских учреждений насчитывается пять этапов прохождения денег. Их основная задача – сэкономить средства, идущие на нужды здравоохранения. Также в систему ОМС заложена презумпция виновности врача в излишних затратах», – отметила Лариса Попович.

По словам директора Института экономики здравоохранения, нам предстоит фиксироваться не на количестве затраченных денег, а на результатах, которых с их помощью удалось достичь. Поэтому платить и штрафовать следует за показатели здоровья, а не количество потраченных денег. Показатели же здоровья напрямую зависят от доступности лекарственных средств, способности человека поправлять свое здоровье. «У него должна быть возможность и желание делать это. И когда поправки к здоровью начнутся на амбулаторном уровне, они дадут возможность не заниматься этим на стационарной стадии».

Чем дольше мы не решаем проблемы лекарственного страхования, тем глубже становятся проблемы недофинансированности и несбалансированности социального медицинского страхования.

По материалам круглого стола в «РИА Новости»

Лященко А.В.
24.11.2011
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться