Статьи подрубрики :

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   

УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ АПТЕЧНОЙ РОЗНИЦЕ

ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ

Любой, в т.ч. аптечный бизнес, нельзя рассматривать отдельно от макроэкономической ситуации в мире и стране, считает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Он уточнил, что мировой ВВП вырос в 2019 г. на 3,6%. Причем в долларовом эквиваленте. Поэтому возникающие трудности на российском фармацевтическом рынке неправомерно объяснять каким–то "мировым экономическим кризисом", как это делают некоторые аналитики.

Шуляк2

Проблемы есть. Но они — чисто российские. "В 1980-е гг. на США приходилось 14% мирового ВВП, а на СССР — 12%. Сейчас у России этот показатель составляет 2%, а у США — более 50%! Конечно, во многом наша экономика страдает из-за международных санкций, которые существенно уменьшили приток инвестиций на развитие различных производственных отраслей", — считает Шуляк. И добавляет, что основным источником финансового потока в России все еще является экспорт нефти, газа, металлов, удобрений. Причем львиная доля этих поставок приходится на Китай. А вот его промышленность стремительно сокращает обороты. Поэтому и потребности в нашем экспорте на китайском рынке снижаются. "Долгосрочные прогнозы оценивают российский ВВП в 1,5%. Причем в рублях. Это значит, что и долгосрочные доходы, и долгосрочные расходы населения будут существенно ограничены. В том числе на покупку товаров аптечного ассортимента", — делает выводы эксперт.

Таким образом, руководителям аптек, чтобы правильно представлять себе нынешние и грядущие проблемы, нужно постоянно анализировать общеэкономическую ситуацию, а не зацикливаться лишь на желаниях повысить рентабельность любым путем.

Что касается динамики фармацевтического рынка, то, по данным эксперта, если рассматривать ее начиная с 2012 г., ситуация такова — табл.

Табл. Динамика развития фармрынка

Год

Емкость
фармрынка,
млрд руб.

Прирост,
%

2012

969

 

2013

1122

16

2014

1260

12

2015

1403

11

2016

1523

9

2017

1640

8

2018

1682

2,6

2019

1769

5,2

"Не надо забывать и об индексе инфляции в 2,4 на лекарственные препараты. Так что, даже если потребление лекарств будет таким же, все равно повышения прибыли не будет. За счет инфляции", — предупреждает аналитик.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Конечно, прогнозы — это только прогнозы. И не все аналитики и эксперты придерживаются одинакового мнения.Вот Сергей Шуляк полагает, что у фармацевтического рынка есть два пути развития — во всяком случае, в тех обстоятельствах, которые вырисовываются сейчас.

Первый путь формируется за счет инвестиций государства. Так, по данным эксперта, Программа дополнительного лекарственного обеспечения дала около 30% прироста фармрынка. Сейчас обсуждается проект всеобщего лекарственного обеспечения. По идее он должен увеличить потребление лекарственных средств. "Но пока, к сожалению, в России нет долгосрочных идей. Между тем страна намерена в ближайшие 3–5 лет войти в клуб "80+". Но здравоохранение, — уверен Шуляк, — нужно планировать на 10–15 лет вперед. Только так, на длинной дистанции, можно добиться результатов".

Второй путь предполагает рост потребления фармацевтической и парафармацевтической продукции. Да, еще 7–10 лет назад население действительно было мощным драйвером развития аптечных сетей. Сегодня, увы, это не так. "Очень большой процент россиян так закредитованы, что спрос на лекарственные препараты заметно падает. Дошло до того, что некоторые крупные ритейлеры даже предлагают продукты питания в кредит", — уточняет эксперт.

РОСТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕГМЕНТА

Развернутый федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями на 2018–2024 гг.» включает в себя миллиардные расходы на закупку лекарственных препаратов для терапии. Но все они идут через государственный сегмент, а не в аптечную розницу. Плюс пять новых нозологий из перечня высокозатратных нозологий (ВЗН), который был обновлен в 2019 г. А вакцинация от гриппа! Она существенно снизила заболеваемость этим сезонным недугом. С гуманистической точки зрения, это, конечно, хорошо. Но зато этот факт существенно снизил приток денежных средств в аптечную сеть.

Но и это не все. Начался пилотный проект по лекарственному возмещению. Если он примет общегосударственные масштабы, это тоже может негативно сказаться на аптечной рознице. Так, согласно гипотезе, если лекарственное возмещение распространится только на препараты перечня ЖНВЛП, объем этого сегмента рынка уменьшится в 2,3 раза. В том случае если компенсация охватит и препараты перечня минимального ассортимента, аптечный рынок может упасть еще на 16%.

АПТЕКА АПТЕКЕ РОЗНЬ

Розничная торговля лекарствами в 2019 г. немного подросла и составила 5,2%. При этом рост государственного сегмента опередил аптеки и составил 23% всего фармацевтического рынка.

Со слов эксперта, многие аптечные сети имеют такое большое количество долгов, что просто не в состоянии их обслуживать. В результате владельцы вынуждены продавать или всю сеть или ее части. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, тем сетям, которые по количеству торговых точек постоянно входят в ТОР–10, удается держать удар. Они по-прежнему аккумулируют 46% аптечного розничного рынка. И за последние два года их рейтинг остается неизменным.

ЛЕКАРСТВО — НЕ КОЛБАСА

Некоторые маркетологи советуют аптечным сетям перенимать опыт продуктового ритейла, у которого дела по-прежнему идут весьма успешно. "Лекарства нельзя сравнивать с продуктами, — возражает Шуляк. — Они являются товарами повседневного спроса. Хотя, конечно, есть и такие лекарственные препараты, которые принимают на постоянной основе".

И все-таки некоторые приемы продуктового мерчандайзинга не только можно, но и нужно перенимать работникам фармрозницы. Вот лишь один пример: распространенная в супермаркетах комплексная выкладка. Когда, например, рядом с пивом выкладывают сушеную рыбку, соленые орешки и т.п. Почему бы в аптеках, скажем, рядом с зубной пастой не выкладывать зубные щетки с напоминанием о том, что их, по рекомендации стоматологов, нужно менять каждый месяц. И таких приемов может быть очень много.

Да, креатив для работников аптек стал суровой необходимостью. Тем более что за период с 2016 по 2019 г. торговая наценка в аптечных организациях упала:

  • на лекарства — с 35 до 26%;
  • на БАД — с 41 до 34%;
  • на предметы по уходу за больными — с 70 до 50%.

Налоги растут, а рынок падает. А если аптеки будут отпускать препараты из перечня ЖНВЛП по минимальной цене, рынок розницы, по мнению эксперта, может упасть еще на 16%!

БУДЬ ГОТОВ!

По мнению Сергея Шуляка, как только Государственная Дума примет закон, разрешающий интернет-торговлю лекарственными препаратами, ситуация в розничном секторе фармрынка может сильно усложниться. И неизвестно, кому удастся справиться с новым вызовом. Эксперт считает, что у тех, кто сможет оперативно вписаться в цифровую среду, шансов будет явно больше. И думать об этом нужно уже сейчас.

Еще более важными, чем раньше, окажутся индивидуальные достоинства каждой аптеки: месторасположение, ассортимент, дополнительные услуги и вовлеченность персонала.

Выдача интернет–заказов является еще одной преимущественной опцией аптечной организации.

А вот зацикливаться только на продажах лекарственных препаратов не следует. Доказательство тому — возросшая в 2019 г. доля продаж парафармацевтики. Фармацевтические предприятия тоже почувствовали этот тренд и увеличили производство БАД на 15%. Кстати, в США доля населения, принимающая БАД, составляет 60%, а в Японии с ее высокой продолжительностью жизни аж целых 90%! В России этот показатель пока держится на уровне 15%. Тут и вина маркетологов, которые недостаточно продвигают БАД, и тех производителей, которые позиционируют биологические добавки в качестве лекарственных препаратов.

Хотя, по расчетам эксперта, через 7–10 лет доля интернет-заказов будет приближаться к 40%, многие потребители все-таки пойдут в аптеки. И задача сотрудников аптечной сети сделать все, чтобы покупатель остался доволен и предлагаемым ассортиментом, и грамотной консультацией фармацевта, и интерьером помещения, и дополнительными опциями.

НЕЧЕСТНЫЕ ПОСТАВЩИКИ — ЕЩЕ ОДИН ВЫЗОВ

"Будьте внимательны с поставщиками, — призывает Сергей Шуляк работников аптек. — Особенно, когда будете вносить данные о препарате в систему МДЛП (мониторинг движения лекарственных препаратов). Ведь если поставщик эти данные не внес, то и вы их не внесете. С маркировкой пока очень много законодательных проблем". В качестве подтверждения своих слов эксперт привел один далеко не единичный пример. В Петропавловске–Камчатском больничная аптека закупила дорогостоящие лекарства для онкобольных. А затем по системе маркировки выяснила, что один из препаратов находится в Калининграде, 2–й — в Махачкале, 3–й — еще в другом городе. То есть лекарственные препараты оказались… ворованными. Руководство учреждения обратилось с заявлением в МВД. Сотрудники этого ведомства отправили лекарственные препараты в Росздравнадзор на экспертизу. И получили заключение, что препараты являются доброкачественными и не контрафактными. На этом основании правоохранители отказались возбуждать уголовное дело. Дальше — больше. Поставщик ворованных лекарств подал в суд на больницу. И ей пришлось оплатить стоимость этих препаратов.

Остается надеяться на то, что система маркировки будет усовершенствована. А вот рассчитывать на то, что дату ее обязательного ввода будут постоянно отодвигать, весьма опрометчиво. Поэтому осваивать эту систему нужно незамедлительно.

По материалам региональной конференции "Жизнь аптеки сегодня и завтра. Приглашение к диалогу" (организатор — ААУ "СоюзФарма")

Марина Масляева
13.02.2020
Фармрынок
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться