Статьи подрубрики профорганизации:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   

СВОЕВРЕМЕННО И С ГАРАНТИЕЙ КАЧЕСТВА

Необходимость развития специализированных аптек, способных обеспечить население широким перечнем препаратов по тяжелым заболеваниям, становится все более очевидной. Спрос на покупку в аптеках специализированных лекарств по таким сложным нозологиям, как онкология, гепатология, гематология, психоневрология и др., ежегодно растет. Для этого есть несколько причин: состояние больного порой не позволяет ждать оформления инвалидности, постановки на учет, выделения квоты, ряд препаратов не входит в льготное обеспечение, желание анонимности и еще ряд причин, по которым пациенту приходится покупать препараты на свои деньги.

По мнению председателя Наблюдательного совета Ассоциации "Альянс специализированных аптек и фармацевтических дистрибьюторов госпитального рынка" (АСА) Ларисы Валентиновны Желтковой, в России пока не сформирована культура покупки специализированных лекарственных препаратов. В случае необходимости покупки сложного лекарства, как правило, начинается его хаотичный поиск самим больным или его родственниками.

АСА_Желткова

С другой стороны, и сам аптечный рынок не всегда поспевает за меняющимися потребностями. В настоящее время он перенасыщен аптеками, условно говоря, "для здоровых людей", делающими ставку на ОТС–препараты. А вот специализированных аптек пока немного, они не объединены и не имеют законодательной базы.

3–4 года назад, когда начиналось развитие коммерческого госпитального сегмента, мало кто его признавал. Многие производители на тот момент считали обращения пациентов за сложными лекарственными средствами в коммерческую розницу спонтанными и единичными. Дистрибуторы работали в основном на обеспечение госконтрактов, а коммерческий госпитальный сегмент обслуживался по остаточному принципу.

Однако ситуация постепенно менялась. В 2013–2014 гг. доля госпитального ассортимента составила 15% в общем обороте рецептурных препаратов в коммерческом сегменте. За 9 месяцев 2014 г., по оценке АСА, коммерческие продажи в госпитальном сегменте достигли 23,5 млрд руб. Рынок достаточно большой, его нужно поддерживать, развивать и делать удобным, прежде всего, для пациентов, но также и для участников, его обеспечивающих.

АСА впервые в России вводит понятие "специализированная аптека". Но можно ли считать развитие специализированных аптек инновацией или это «хорошо забытое старое»? Скорее, последнее. Ведь еще в советские времена в каждом городе, в каждом районном центре существовали профильные аптеки по определенным нозологиям.

Основные цели специализированной аптеки — это своевременное обеспечение населения необходимым ассортиментом гарантированного качества, оказание квалифицированной фармацевтической помощи и в случае необходимости — психологической поддержки. Для развития специализированной аптеки важны три "кита", которые позволили бы ей добиться успеха на рынке: формирование сбалансированной ассортиментной матрицы, уровень подготовки персонала и информационная работа с докторами в лечебно–профилактических учреждениях (ЛПУ).

Последний фактор является бесспорным не для всех. Но вначале немного истории. В России вплоть до XVIII в. вообще не было такого понятия — "аптекарь". Доктор, он же знахарь, самостоятельно изготавливал лекарство и лечил им. И только в этом веке произошло разделение единой профессии на две, но доктор и аптекарь всегда были в связке и совместно решали, чем лечить больных. Более заметным разделение стало с развитием фармацевтической промышленности.

В недавнем "советском" прошлом аптеки не просто могли, но и были обязаны работать с ЛПУ. В середине 1980-х гг. в институтах даже существовала специализация "провизор–информатор". Этот специалист работал в аптеке и обязан был посещать врачебные конференции, чтобы преподносить врачебному сообществу информацию о состоянии лекарственного рынка, а взамен получал информацию от докторов о статистике заболеваний и потребностях пациентов в лексредствах. И таким образом аптекам удавалось грамотно формировать ассортиментную матрицу. По мнению Л.В. Желтковой, это хорошо забытое старое и должно лечь в основу формирования ассортимента в специализированных аптеках, когда, с одной стороны, не будет дефектуры, а с другой — переизбытка лекарств.

Очень важно, чтобы провизор во время отпуска лекарства имел возможность связаться с доктором. Такая необходимость может возникнуть по разным причинам: с целью уточнить дозировку, побочные эффекты, взаимодействие назначенного лекарства с другими препаратами и т.п. К примеру, для Европы это нормальная практика, и там на рецептах значится не только фамилия врача, но и его координаты.

Большая роль в достижении успеха специализированной аптеки отводится компетенции персонала. В ее формировании важно общение провизоров не только с врачами, но и производителями лекарственных препаратов. Провизоры должны обладать достаточно глубокими знаниями в области применения сложных лекарств. Производители могли бы делиться информацией по разработанным ими лекарственным препаратам. Особое внимание уделяется популяризации и совместному продвижению сопутствующих препаратов для улучшения качества жизни пациентов.

Существующие на госпитальном аптечном рынке проблемы легче решать сообща. Прекрасно понимая это, Ассоциация «Альянс специализированных аптек и фармацевтических дистрибьюторов госпитального рынка» предлагает всем заинтересованным сторонам объединиться. Ассоциация, начавшая свою деятельность в июне 2014 г., представляет собой некоммерческий союз аптек, производителей, дистрибьюторов и врачей, главная цель которого — формирование в обществе культуры покупки специализированных лекарств.

АСА стремится создать идеальный формат аптеки, в которой структура ассортимента обеспечивает наличие или оперативную доставку специализированных препаратов, в том числе редких оригинальных лекарств. Где пациент всегда своевременно найдет сложное лекарство высокого качества и где ему окажут квалифицированную профессиональную помощь, а при необходимости – и психологическую поддержку.

Поскольку в некоммерческий союз входят все участники лекарственного обеспечения, АСА берет на себя ответственность за качество препаратов по всей цепочке от производителя до потребителя. Это достигается целым комплексом мер.

Аптеки, вошедшие в Альянс, ежегодно проходят комплексный аудит, включая аттестацию персонала. Это аудит качества исполнения требований фармпорядка, который также включает детальную оценку благонадежности поставщиков лекарственных препаратов.

Совместно с производителями и ИТ–холдингом Original Group в России стартовала масштабной программы "Стоп–контрафакт" (ее разработка и внедрение) – инновационной системы по распознаванию контрафактной и фальсифицированной продукции.

АСА учредила некий знак качества по аналогии со звездой Мишлен (знаком качества, присуждаемым ресторанам с отменной кухней), присуждая его той или иной аптеке, тем самым подтверждая и гарантируя качество лекарственных препаратов.

Аптеки, которые входят в сообщество, обеспечивают необходимый сток сложных препаратов в городе присутствия пациента. Ему не нужно ехать за сложными лекарствами в Москву или Санкт-Петербург, как это до сих пор  происходит в некоторых регионах. При этом АСА информирует о наличии таких препаратов.

Ассоциация оказывает профессиональную консультативную поддержку участникам госпитального коммерческого рынка. В ее рамках реализуются различные научно–методические, образовательные, консультационные программы. Это врачебные дискуссии по методикам лечения, образовательные программы для аптек, врачебные консультации для пациентов  на интернет-портале www.asa.social.ru

Например, для аптек сформирован единый учебный центр, в котором можно пройти обучение как дистанционно, так и в очной форме. Обучение включает в себя стандарты работы специализированной аптеки. Также образовательная программа содержит семинары по продуктам и нозологиям плюс обучение психологическим навыкам работы со сложными пациентами.

Совместно с производителями Ассоциация внедряет новейшие методики лечения при применении инновационных продуктов, таким образом, выступая в роли  проводника новых препаратов на аптечный рынок.

Ассоциация планирует структурировать госпитальный коммерческий сегмент и создать систему контроля и саморегулирования на госпитальном коммерческом рынке. А в дальнейшем — выход на государственные структуры по факту поддержки инициатив в части разработки или внесения изменений в законодательные акты.

Не меньшее внимание, чем профессиональным участникам госпитального коммерческого рынка, АСА уделяет непосредственно пациентам, на которых направлена значительная часть мероприятий. Создаются единый call–центр в РФ для потребителей по поиску редких лекарств и международный интерактивный портал для онкопациентов. Стартовали бесплатные врачебные консультации по онкологии, гематологии и гепатологии на сайте www.asa.social.ru Любой человек может задать вопрос и в течение 24 час. получить консультационную поддержку от ведущих медицинских экспертов из федеральных ЛПУ.

В настоящее время АСА включает около 200 аптек и продолжает расширяться. Ежедневной практической работой Ассоциации является выделение специализированных аптек на фармацевтическом рынке, проведение их аккредитации, присвоение знака качества и дальнейшее продвижение.

Членом Ассоциации может стать любая аптека, которая имеет хорошее позиционирование на рынке и не была замечена в работе с контрафактом. Все остальное – дело наживное.

К слову, в АСА существует предварительная система оценки аптек. Еще до вступления в Ассоциацию аптеки оцениваются по критериям ассортимента, уровня подготовки персонала. АСА проводит проверку по выполнению требований фармпорядка и по ее результатам делает выводы о возможности дальнейшей работы аптеки в рамках Ассоциации. Пока еще не было случаев, чтобы кому-то было отказано во вступлении в АСА.

По оценкам АСА, на 300 тыс. человек может приходиться одна специализированная аптека, тогда в ней будет потребность.

Генеральный директор и владелец сети аптек "Биомедсервис" (г. Омск) Олег Мирошник считает, что интеграция в единую общероссийскую ассоциацию пойдет на пользу аптекам. Его компания занимается специализированным ассортиментом более 10 лет, поэтому может спрогнозировать, что коммерческий госпитальный сегмент будет развиваться, однако не все смогут удержаться на плаву. Работа аптек со специализированным ассортиментом требует дополнительных профильных знаний и ресурсов, и не каждая компания свободно вливается в этот сегмент фармрынка. В дальнейшем госпитальный аптечный рынок, надеется О. Мирошник, достигнет такой критической массы, когда производители будут достаточно серьезно заинтересованы в продвижении своих препаратов через данный канал.

Генеральный директор и владелица единственной в Калининграде аптечной сети "Аптека плюс" Елена Грицук в своей работе делает ставку на качество и своевременность доставки препаратов. По ее мнению, участие в Ассоциации может придать аптеке больше значимости в информационной работе провизоров с врачами. Союз врача и провизора необходим, такое взаимодействие помогает в работе.

Аптека "Биркенхоф" в Москве также давно работает в госпитальном коммерческом сегменте. Она изначально была специализированной, так как аптека создавалась не для помощи производителям, а стала в итоге помощником во внедрении инновационных ЛП.

"Исторически" сложилось так, что основную часть ее ассортимента составляют препараты для лечения вирусных гепатитов. В настоящее время аптека является одним из лидеров рынка в Москве в своем сегменте и занимает примерно 30–35% коммерческой гепатологии. Владелица аптеки Ирина Войтка надеется, что вступление в Ассоциацию предоставит дополнительные возможности для развития других направлений, помимо гепатологии.

Участники Ассоциации "Альянс специализированных аптек и фармацевтических дистрибьюторов госпитального рынка" рассчитывают совместными усилиями преодолеть все трудности, которые сегодня существуют на госпитальном аптечном рынке, понимая насущную необходимость в своей деятельности для пациентов. А также они хотят возродить традиции аптечного дела, где аптека — не только коммерческая, но и социально значимая организация, и гарант качества.

По материалам секции "Специализированная аптека — инновация или возврат к традициям" в рамках XXII Национального конгресса "Человек и Лекарство"

Лопатка Инга
27.05.2015
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться