СИСТЕМА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛИШКОМ УСЛОЖНЕНА

Люфт Татьяна
Заместитель генерального директора ООО "Строймедсервис" (Липецкая обл.)

Когда издается новый приказ или новая СОП, наши специалисты знакомятся с данными документами, а потом проходят небольшое тестирование (внутри нашей аптечной организации). Вместе с тем изучаем каждое письмо Росздравнадзора — об изменениях в инструкциях лекарственных препаратов, об изъятии тех или иных серий и т.д. Регулярно читаем о новых лекарствах и также проверяем закрепление полученных знаний. Обучение фармспециалиста — работа непрекращающаяся. Ведь почти каждый день появляется что–то новое — в лекарственном обращении, в медицинской и фармацевтической науке, в правовом регулировании.

Однако участие в процессе НМиФО — это все–таки очень тяжело. Помимо непрерывного образования, нужно еще успевать работать! Заниматься своей семьей. Сотрудникам очень трудно постоянно проходить эти курсы, прослушивать онлайн–лекции по многу часов. Приходится на это тратить свой выходной день… А не успеешь получить свидетельство — нужно уже готовиться к следующему циклу.

Сегодня система последипломного обучения фармацевтов и провизоров слишком усложнена. Это обостряет и без того острый кадровый вопрос, молодые специалисты не горят желанием приходить в аптеку: во многих аптечных сетях рабочий день первостольника составляет 12–13 часов. Не говорю даже о понятии "охрана труда", но такой график выдержать очень сложно. Ресурсы здоровья все–таки ограничены.

В Липецкой области, где мы работаем, кадровая проблема с фармспециалистами крайне обострена. В особенности на селе. Аптека, открывшаяся еще в 1999 году, сегодня на грани закрытия. Один из фармспециалистов ушел на пенсию, другой работает с 2000 года, и коллегу для нашего опытного сотрудника мы найти не можем. Потому что специалистов нет.

Во многих поселках, селах и деревнях вопрос решают, на первый взгляд, просто, — переучивают медицинских сестер. Но всегда ли на должном уровне качество такого переобучения?

Профессия медицинской сестры, конечно же, представляет собой помощь пациенту, но речь идет о помощи медицинской, а не фармацевтической. Это другие задачи, другие знания и навыки. Не всегда медсестра сможет прочитать рецепт. Не всегда она сможет правильно ответить на вопросы посетителей, из чего состоит препарат, чем можно его заменить, каковы лекарственные взаимодействия…

И это медсестра — человек с медицинским образованием, имеющий представление о лекарственных препаратах и их свойствах. Что же говорить о неспециалистах, которых так часто приглашают на работу крупные аптечные сети?!

Очень хочется, чтобы в аптеке людям могли помочь, а не навредить. Аптечная организация — это не то место, где должны работать "продавцы", как и специалисты любого другого нефармацевтического профиля. Крупные аптечные сети берут и сотрудников без образования, и студентов… Казалось бы, чем плохо последнее?

Здесь многое зависит от той должности, в которой студент будет работать. Мы предлагаем будущим специалистам позицию помощника фармацевта, чтобы заодно научить их практическим аспектам выбранной профессии. До первого стола допускаем только после получения диплома. Консультировать посетителей, еще не обладая достаточной информацией о тех же фармгруппах и заменах — не просто преждевременно для будущего специалиста, но и опасно для тех, кому он дает рекомендации.

Что касается крупных сетей, то они предпочитают сразу же ставить студентов на должности фармацевтов и провизоров. В результате ребята не успевают приобрести нужного уровня компетенции… Но ведь в сетевой аптеке в штатном расписании есть и должность работника склада, где студент сможет детально ознакомиться с различными лекарственными препаратами и их особенностями. Чтобы в дальнейшем уже очень достойно, на высоком уровне консультировать своих посетителей.

Многие из приходящих в аптеку, к счастью, стали внимательнее к себе и близким. Люди спрашивают не только о цене и производителе, но и задают более вдумчивые вопросы: "Не навредит ли мне это лекарство при таких–то хронических заболеваниях?" "Рекомендуете ли вы его вместе с препаратом Х, который я должен принимать ежедневно?"

Неспециалист ответит: "Да, можно, конечно". Или в лучшем случае будет смотреть инструкцию. Хорошо, если он сможет правильно ее понять. А специалист даст точный ответ: "Нет, одновременно нельзя. Но возможна следующая замена/первый препарат нужно принимать утром, второй — вечером".

Недавно у меня болел ребенок, и врач выписал ему антибиотик. В одной из крупных аптечных сетей рядом с домом сотрудник не смог… прочитать рецепт. И только когда я сказала, какой препарат назначил доктор, лекарство мне отпустили.

Давление крупных аптечных сетей сегодня очень серьезно. Новые "точки" открываются "дверь в дверь". О соблюдении ФЗ "О защите конкуренции" говорить сложно. Поддержки малые аптечные предприятия не видят. И уже люди смеются, что в нашем районе — сплошные сетевые аптеки и торговые центры. Но ничего смешного в этом нет, наоборот, картина печальная. Все-таки местные власти должны поддерживать местные аптечные организации, которые работают долгое время, добросовестно, с хорошими специалистами, должным образом соблюдающие фармпорядок и все требования законодательства. Аптеки, которые продолжают работать с врачами, увидев неправильно оформленный рецепт, сразу же звонят в поликлинику, чтобы не задерживать пациента и не оставлять его надолго без необходимого лекарства.

Противостоять крупной сети можно только тем, что у тебя работают квалифицированные специалисты. А чтобы удержать специалистов, нужна комфортная атмосфера в коллективе и достойная зарплата (возможности небольших аптек по ее предложению существенно сократила отмена ЕНВД). Там, где руководство относится к сотрудникам с пониманием и уважением, призывы крупных игроков не действуют: несмотря на все попытки переманить их, люди остаются у нас.

Самое главное в аптеке — человек. Даже процесс лицензирования начинается с поиска фармацевтов и провизоров. Не так давно мы планировали открыть новую аптеку в одном из поселков нашего района: пустовало очень хорошее здание, и у нашей организации в тот момент были средства, чтобы его приобрести. Но специалистов мы, к сожалению, не нашли: из ближайших сел добираться очень сложно. Если путь из дома на работу занимает два с половиной часа в одну сторону — такой выбор нецелесообразен для сотрудника.

Вопрос о специалистах в фармации с каждым годом стоит все острее и острее. И на него нужно обратить самое пристальное внимание.

Алтайская Екатерина
25.06.2022
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Услуга Публикации прайс-листа аптеки

Анонс мероприятий:
 
Съезд медсестер бан GMP_konf
Фармбизнес бан Аптечный саммит бан
HR ban PharmLog_ban
Конгресс терапевтов_бан АПТЕКА_баннер
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться