Статьи подрубрики фармацевтическая промышленность:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   

РОССИЙСКАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ПЕРВЫЕ ИТОГИ

Идея фармкластеров не является российским изобретением, кластерная политика реализуется в Европе более 20 лет. Впервые о фармкластерах в нашей стране заговорили в 2008 г., когда только разрабатывалась стратегия «Фарма–2020», ставшая одним из трех основных документов, определивших развитие российской фармацевтической промышленности на десятилетия вперед. Вторым стала федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и третьим — «Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года».

Стратегия «Фарма–2020» предусматривает увеличение доли продукции отечественного производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке до 50% в стоимостном выражении к 2020 г.; изменение номенклатуры ЛС, произведенных на территории РФ, в т.ч. увеличение доли инновационных препаратов в портфелях локальных производителей до 60% в стоимостном выражении; обеспечение лекарственной безопасности РФ согласно номенклатуре стратегически важных ЛС и вакцин. Также среди задач стратегии — создание лекарственного запаса и создание новых рабочих мест. Безусловно, планы были заявлены амбициозные, насколько они выполнимы, мы сможем увидеть, уверена Л.В. Титова, ближе к 2020 г.

После утверждения стратегии «Фарма–2020» по всей стране началось бурное развитие фармкластеров, каждый из которых создавался с разными целями. Регионам интересны новые рабочие места и увеличение налогооблагаемой базы, производителям и системе здравоохранения — новые лекарственные средства. Фармкластеры — это еще и возможность развивать науку, увеличить экспортный потенциал.

Для создания кластера необходим симбиоз нескольких условий: экономических, политических, регуляторных, а также культура бизнеса и уровень жизни. Л.В. Титова отметила, что, несмотря на тот факт, что в нашей стране 83 субъекта, кластеры размещены фактически в десяти, из них эффективно работают три. Это фармкластеры в Санкт–Петербурге, Ярославской и Калужской обл.

ФАКТОРЫ УСПЕХА

Основные факторы успеха в работе кластера — это финансы и кадры.
Ассоциация Российских фармацевтических производителей (АРФП) активно занимается вопросами кадров. Сегодня востребованы специалисты, знающие технологию, биотехнологию, систему контроля качества, инженеры фармоборудования. АРФП раз в два года проводит Всероссийскую фармацевтическую студенческую олимпиаду, на которую организаторы приглашают студентов двух последних курсов фармфакультетов и потенциальных работодателей. Они присматриваются друг к другу. Участвуют в олимпиаде (состоялась уже третья по счету) Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан. Главный приз — победители проходят стажировку на заводе, чтобы работодатель мог внимательнее присмотреться к тому, кого он выбрал, а студенты же могли понять, для чего они учатся, узнать, что есть интересные направления их будущей работы.

Л.В. Титова подчеркнула, что каждый из трех вышеназванных эффективных кластеров идет своим путем, по сути создавая определенную школу для обучения специалистов. Санкт–Петербургская фармакадемия всегда была кузницей кадров еще в советское время, в Ярославской обл. организованы курсы, где люди, имеющие базовое образование, повышают свою квалификацию. В Калужской обл. создан специальный центр обучения для тех, кто работает в фармкластере, за основу взята успешная модель подготовки кадров для автомобильной промышленности.

НЕ БЕЗ ЛОЖКИ ДЕГТЯ

Фармкластеры — это хорошее начинание, но в то же время они восприимчивы к кризисам. Показательным в этом отношении стал 2008 г., когда экономика была в критическом состоянии.

Сегодня предприятия, входящие в фармкластеры, являются частью градообразущей системы. Падение спроса на продукцию кластера может, по выражению Л.В. Титовой, «утянуть на дно» весь регион.

Чтобы минимизировать риски в деятельности фармкластеров, важна роль государства: оно и создатель спроса на продукцию фармкластеров, и активный инвестор (различные формы налоговых льгот), и регулятор рынка. Сегодня обсуждаются несколько документов, с которыми фармрынок связывает определенные надежды. Это внесение изменений в №61–ФЗ, работа над которыми с переменным успехом идет 1,5 года. Участники рынка надеются, что проблемы, с которыми они столкнулись после выхода этого закона, будут решены.

К примеру, до сих не урегулирована тема взаимозаменяемости лекарств.

На российском фармрынке работает много иностранных производителей. Задача по созданию локальной фармацевтической промышленности выполняется. Но пока окончательно не определено, что такое «локальный производитель». Без этого непонятно, какие преференции получат те, кто локализуется на территории РФ. Сегодня такие преференции отсутствуют.

Попытки сформировать критерии локального производителя предпринимаются с 2010 г. Одно из последних предложений по этому вопросу поступило от АРФП летом 2013 г. Ассоциация предлагает дифференцировать преференции в отношении цены контракта в зависимости от степени переработки продукции на территории России: 15% — для стадии упаковки, 30% — при осуществлении готовой формы, 40% — для производителей субстанции.

Гончарова Анна
22.10.2013
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться