"ПОДВОДНЫЕ КАМНИ" РЕКЛАМЫ ЛЕКАРСТВ
У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.
Как этого избежать, рассказывают представители юридической компании "Пепеляев групп" — партнер, руководитель практики "Фармацевтика и здравоохранение" Константин Шарловский и младший юрист Алина Лимонова.
Из общего определения — реклама предназначена для широкой аудитории, ее цель — привлечь внимание к конкретному товару или услуге и поддерживать его. Рекламой не считаются справочно–информационные и аналитические материалы (например, интернет–каталоги, отзывы покупателей) и информация о товарах и услугах с официального сайта или из соцсетей производителя или продавца.
Помимо этого, к рекламе не относятся объявления от физических или юридических лиц, если они не связаны с предпринимательской деятельностью, а также «органичная интеграция» в произведение искусства.
Следует учитывать, что отнесение информации к рекламе во многом зависит от ее содержания и обстоятельств размещения, поэтому каждый такой случай индивидуален.
В случае с маркетплейсами ФАС России поясняет, что размещаемая на них информация о товарах не считается рекламой, если ее подача не отличается от общего вида сайта. Визуально выделенные сведения относятся к рекламе.
Общие требования к рекламе лекарств во многом совпадают с требованиями к другим группам товаров. Главное — добросовестность, достоверность и полнота информации. Запрещается использовать оскорбительные образы и выражения, порочить репутацию конкурента, указывать ложные сведения о любых характеристиках товара.
Рекламное сообщение должно содержать всю информацию о товаре, условиях его приобретения и использования. В рекламе лекарств запрещено использовать образы врачей и фармацевтов.
Что еще нельзя делать, размещая рекламу:
- Ссылаться на конкретные случаи излечения при приеме препарата (это допускается только в специализированной рекламе для HCPs).
- Выходить за пределы показаний инструкции. Информация о характеристиках должна подтверждаться инструкцией, клиническими рекомендациями и стандартами медпомощи, утвержденными Минздравом.
- Некорректно сравнивать свой продукт с другими. При сравнении нескольких лекарств необходимо проводить его по сопоставимым характеристикам, руководствуясь научно обоснованными данными.
- Гарантировать эффективность.
- Создавать впечатление, что производимый препарат необходимо принимать всем.
- Выдвигать предположения, что у адреса рекламы есть болезнь или ее симптомы.
Если говорить о рекламе БАД, то их нельзя позиционировать как лекарства, а также в качестве замены полноценного рациона. Помимо этого, в ней нельзя создавать впечатление о преимуществах добавок, ссылаясь на данные регистрационных исследований.
Государственная маркировка рекламы
С 2022 года во избежание теневого оборота денежных средств от рекламы была введена ее госмаркировка. Компании, подающие и размещающие рекламу, регистрируют ее в системе Медиаскаут, получают код и отправляют его в Роскомнадзор.
Чтобы не попасть в "черный список"
В компетенции ФАС надзор за общими требованиями к рекламе лекарственных препаратов, БАДов, медизделий и т.п. За их нарушение ведомство штрафует и рекламодателя, и рекламораспространителя.
Роскомнадзор штрафует за непредоставление данных о рекламе не предоставляются в систему ее маркировки, а также если нарушаются обязанности по файлингу информации со стороны ОРД.
Что касается онлайн-рекламы и ее маркировки, то Константин Шарловский отмечает следующие тенденции: ее количество не увеличилось, разъяснения контролеров следует учитывать, однако они не являются истиной последней инстанции, а субъективный характер норм в большинстве случаев не позволяет исключить риск, поэтому безопаснее использовать маркировку во всех подходящих для этого случаях.
По материалам вебинара "Реклама фармацевтической продукции: средняя температура по больнице"