Статьи подрубрики :

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   

ПАВЕЛ ШУВАЛОВ: "ВОПРОС С КАДРАМИ СТОИТ ОЧЕНЬ ОСТРО"

Одним из них является аптека ООО "Фирма "Биолайн", которая уже почти 15 лет работает по адресу: Балаклавский просп., д. 7. О трудовых буднях, своих сотрудниках и посетителях, о том, с какими проблемами приходится сталкиваться, и проблемах аптеки рассказывает заведующий Павел Олегович Шувалов.

Павел Олегович, расскажите о себе, почему выбрали профессию аптекаря?
— У меня два высших образования. После окончания Московского политехнического университета я поступил в РУДН, где получил профессию провизора. Мой отец Олег Валерьевич Шувалов много лет являлся генеральным директором и владельцем аптеки, и я со школьных лет окунулся в мир фармации: наблюдал за работой специалистов, задавал им вопросы, маркировал товар. А после окончания университета уже около четырех лет работаю в аптеке: сначала стоял за первым столом, а несколько лет назад принял обязанности заведующего.

Сейчас часто обсуждается профессионализм аптечных работников и нехватка знаний у молодых фармацевтов. Что Вы, недавний выпускник, думаете об том?
— Мне кажется, все индивидуально. По моему мнению, если во время учебы студенты подрабатывали в аптеке, опыта и знаний у них будет гораздо больше. Просто знать теорию недостаточно. Важно набираться опыта именно на рабочем месте, интересоваться препаратами, наблюдать за работой более опытных коллег, каждый день впитывать новые знания.

У нас в аптеке работает опытный фармацевт Надежда Петровна Воронцова, которая начинала свою трудовую деятельность еще в советское время, а к нам пришла, когда мне было 19 лет. Она, можно сказать, стала моим наставником, передавала мне свой бесценный опыт. Мы в коллективе очень рады, что рядом с нами находится такой квалифицированный специалист. Часто посетители идут к ней за советом, выражают благодарность. Сейчас вообще вопрос кадров стоит очень остро. Я знаю, что опытные провизоры в крупных аптеках получают от 3500 руб. в день. Потому небольшой аптеке, каковой являемся мы, приходится непросто. Приятно осознавать, что деньги еще пока не решают все в нашей профессии.

Насколько в принципе сложно выжить самостоятельной аптеке?
— Очень–очень сложно. Мы платим огромный торговый сбор, помимо налога на прибыль, а ведь раньше такого не было. Таким малым предприятиям, как мы, в фармрознице тяжело выживать. Ведь нашу работу нельзя сравнить с работой большой сети, которая делает большие заказы. И дело не в том, что цены на лекарства у нас будут разными. Это нормально, потому что большие и берут больше, соответственно, скидки для них больше и условия более выгодные предлагаются дистрибуторами. Но когда возникает ситуация с дефектурной позицией, она будет доступна для только крупного поставщика. Вот этого, по моему мнению, быть не должно.

Представляю, как повлияла недавняя ситуация с коронавирусом на работу аптеки.
— В этот период аптеке было сложно выживать. Мы пытались существовать, сокращая расходы, но наступил период, когда мы вынуждены были закрыться, — с 16 апреля и до начала июня не работали. Затем ситуация выровнялась, но… началась история с маркировкой, также пришлось платить отсроченные налоги (торговый сбор). Да, на новогодние праздники поставщики практически не работали, и у нас наблюдались перебои с поставками.

Кто ваши постоянные клиенты? Часто обращаются за консультацией?
— Наши посетители — в основном местные жители, которые знают нас на протяжении этих 15 лет, а также посетители торгового центра. Мы находимся недалеко от станции метро, но место очень проходным не назову. Люди выходят из метро на другую сторону, где расположено два торговых центра, банки, салоны связи. Постоянные клиенты приходят за лекарствами, просят проконсультировать их по приему, просто поделиться своими проблемами. Конечно, мы можем посоветовать что-то простое — к примеру, средство от головной боли, обезболивающие мази, но в серьезных случаях рекомендуем обратиться к врачу. Они нам доверяют — это главное, и стараемся их не подвести и отнестись к их запросам с должным вниманием и пониманием.

Как относитесь к самолечению? Может ли, на Ваш взгляд, фармацевт заменить врача, хотя бы отчасти?
— Конечно, не может. Но я понимаю, почему это происходит: люди жалуются на то, что к врачу попасть очень сложно, и стараются решить все вопросы в аптеке. Тем не менее мы настоятельно рекомендуем обратиться к врачу. Например, для того чтобы правильно подобрать антибиотик, нужно сдавать анализы. И объяснить все это людям зачастую довольно сложно. Иногда можно услышать: "У меня болят почки, беспокоит печень, колики в боку, посоветуйте что–нибудь!" И нам приходится терпеливо объяснять, что в таких случаях самолечение будет крайне небезопасным.

Иногда оказываем помощь прямо на месте. Однажды у нас был случай. Мы поменяли местами витрины. Пожилая посетительница не заметила перемен и упала со ступенек прямо на витрину. Надежде Петровне пришлось оперативно оказывать ей первую помощь. К счастью, такие ситуации случаются крайне редко.

Аптечная организация должна реагировать на спрос, но кто формирует его в большей степени — реклама или медицина?
— Конечно, очень часто люди реагируют на рекламу по телевизору. Не могу сказать, что массово, но такая тенденция существует. Иногда просто читают советы в интернете и пытаются лечиться самостоятельно.

Бывают ли случаи, когда посетители просят что-то пояснить в инструкции по применению?
— Такие ситуации бывают довольно часто. Вот эта функция как раз и входит в обязанности сотрудника первого стола согласно НАП! Люди хотят посоветоваться по поводу противопоказаний, совместимости препаратов, дозировки и способу применения. Много вопросов связано с детской дозировкой, побочными действиями и аллергической реакцией. И мы вместе смотрим инструкции, даем рекомендации. Но речь идет только о безрецепурных препаратах. Применение рецептурных лекарственных средств — прерогатива врача, который назначает терапию.

Что пользуется спросом в аптеке?
— У нас не такой большой ассортимент, но мы стараемся, чтобы в нашей аптеке было все самое необходимое, то, что востребовано посетителями. Во время карантина, как и везде, оказались востребованными маски, антисептики, перчатки. Но в последнее время даже на эти позиции спал ажиотаж. Также одно время из продажи исчез витамин Д. Сейчас его можно заказать, но опять же поставщики ставят нам определенные условия.

VZ0121_1

Сложно работать с дистрибуторами? Каковы отсрочки для вашей аптеки?
— Не секрет, что чем меньше аптека, и чем меньше у нее доход, тем меньше отсрочки дают поставщики. Максимальный срок отсрочки для нашей аптеки составляет 7 дней. Тем не менее это позволяет нам выживать и держаться на плаву. Мы заказываем много наименований препаратов, но в небольшом количестве — от одной до пяти упаковок. В зависимости от спроса.

Медицинские представители от фармкомпаний заходят к вам?
— Медицинские представители приходят к нам нечасто, к сожалению, предоставляемая ими информация зачастую бывает полезна для нас. Мы узнаем о новых препаратах, вспоминаем старые, где–то меняется упаковка, где-то новая дозировка или линия бренда дополняется новой формой... Мы с удовольствием обучаемся, читаем информацию в интернете, стараемся быть в курсе всех событий, которые происходят на фармацевтическом рынке.

Учитывается ли при формировании ассортимента социальная составляющая района? Существуют ли дисконт–программы?
— В нашей аптеке пользуются спросом недорогие препараты. У нас в числе постоянных посетителей немало пожилых людей, поэтому данная категория лекарств особо востребована. Очень часто от бабушек можно услышать: "Мы приходим к вам, так как у вас можно купить препарат дешевле, не так, как в соседней аптеке!" Владельцы "Социальной карты москвича" у нас могут рассчитывать на скидку в размере 5%.

Что же ваша аптека может противопоставить сетям–дисконт?
— Думаю, на первом месте это грамотные консультации и время, которое мы можем уделить каждому посетителю. Также мы уделяем внимание ассортименту, предоставляя нашим посетителям выбор по ценам.

Как Вы относитесь к введению системы мониторинга с обязательной маркировкой?
— То, что система еще не отлажена, согласятся многие руководители аптек. И вообще я считаю, что маркировка бесполезна и является пустой тратой времени для аптек. Я так понимаю, что основная цель маркировки — борьба с фальсификатами. Но как это работает на самом деле и какую гарантию дает? А времени в самой аптеке все это занимает много. Например, приходит товар, и я трачу на одну накладную не 30 мин., как раньше, а полтора часа. Вводить еще одну штатную единицу для маркировки товара у нас нет возможности, мы и так сокращаем расходы до минимума. Но если бы отдельный сотрудник занимался маркировкой, в его обязанности нужно было бы ввести также заказ и прием товара, выкладку.

У нас небольшая аптека, и время на прием товара значительно увеличилось. А какая ситуация в других аптеках, где приход может составлять порядка 100 тысяч и больше? Думаю, там есть возможность взять сотрудника, который занимается непосредственно товаром. Совместить функции товароведа и первостольника в данном случае очень сложно. Получается, что малые предприятия просто выжимают с фармрынка. Мне кажется, что у людей должен быть выбор не только нужных препаратов, но и аптеки, которая и нравится, фармацевта, которому он доверяет.

Понятно, что наступил век цифровизации. Думаю, все это нужно для контроля. Но по моему мнению, если государство приняло решение о маркировке, оно должно было ее оплатить. А так вся нагрузка легла на саму аптечную организацию.

Сейчас многие предпочитают делать заказ медикаментов в интернете. Ваша позиция какова?
— Мы небольшая аптека, поэтому, во всяком случае пока, не сотрудничаем с сайтами по поиску лекарств. Но к заказам через интернет я отношусь положительно, это удобно для населения. Когда–то мы сотрудничали с аптека.ру, но потом отказались от этой услуги, так как столкнулись с большим количеством сложностей.

Много говорится о разрешении дистанционной торговли, доставки лекарств населению, где опять же без интернета не обойтись. Что Вы об этом думаете?
— Конечно, все это создает конкуренцию, у небольших аптек падает выручка. Они не могут себе этого позволить. Тем не менее к данной идее я отношусь положительно.

По моему мнению, весь этот рынок монополизировали аптека.ру и еаптека, и большинство людей пользуется именно этими сервисами. Конкурировать в данной ситуации практически невозможно. Но доставка нужна. Только опять же я не совсем понимаю, как обычный курьер может доставлять, к примеру, рецептурные препараты?

Как Вы смотрите на то, что, определенная часть аптечного ассортимента переходит в торговый ритейл?
— Я отношусь к этому нормально. Если магазину разрешают торговать, пусть торгует. Серьезные препараты в магазине не будут реализовывать, а витамины и БАД не опасны в применении, так как не являются лекарственными средствами. Потому никакой опасности я не вижу. А люди сами задумаются, где им лучше приобретать перечисленное мной выше: в аптеке или в магазине, там, где будут выдержаны условия хранения, или там, где таких гарантий не дадут, там, где будет консультация специалиста, или там, где никто не сможет подсказать…

VZ0121_2

Если немного пофантазировать. Аптека будущего... Какой Вы ее видите?
— Я думаю, что в будущем безрецептурные препараты в большинстве своем, витамины, БАД, парафармацевтика и т.п. будут продаваться через интернет-аптеки. А обычная аптека будет реализовывать только рецептурные препараты, потому что тогда уже будет введена и система лекарственного возмещения или страхования, кто как это называет.

Что нужно аптеке для того, чтобы стать успешной?
— Я считаю, что на успех аптеки влияют месторасположение и квалификация специалистов. Мы расположены не очень удачно, тем не менее продолжаем работать, подтверждаем свою квалификацию, стараемся выжить с надеждой на лучшее.

Пигарёва Елена
29.01.2021
Фармрынок
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться