Статьи подрубрики фармобразование:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА АПТЕК

Мошкова Людмила Васильевна
Проф. кафедры управления и экономики фармации факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов, д.фарм.н.*

Важнейшим условием вхождения российской системы высшего профессионального образования в общемировую образовательную систему в соответствии с рекомендациями Болонского соглашения является, с одной стороны, европейский подход к обучению в течение всей жизни (life long learning). С другой стороны, особое значение приобретает качество образования.

На государственном уровне это нашло отражение в разработке и поэтапном внедрении новых федеральных образовательных стандартов 3–го поколения, в т.ч. и в систему подготовки кадров. В основу новых ФГОС по специальности «Фармация» положен компетентностный подход, внедрены системы оценки качества подготовки специалистов на основе рейтинговой системы, когнитивная готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Компетентностный подход базируется на двух ключевых понятиях – компетенция и компетентность. Согласно наиболее распространенным трактовкам, компетенция (лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить) – круг вопросов, в которых кто–нибудь хорошо осведомлен, а компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой–либо области, и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

Из этого следует, что главная задача системы фармацевтического образования — подготовка компетентного специалиста, способного к эффективной практической деятельности не только в рамках компетенций, полученных при обучении в вузе, но и приобретенных в рамках самообразования, а также в процессе послевузовского образования.

В Федеральном законе РФ №323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прописано, что право на осуществление фармацевтической деятельности имеют лица, получившие фармацевтическое образование в РФ в соответствии с ФГОС, утверждаемыми в порядке, который установлен законодательством РФ, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (ст. 69, п. 1).

Аккредитация специалиста осуществляется после окончания им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского фармацевтического образования, а также дополнительных образовательных программ не реже одного раза в пять лет, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Сертификаты специалиста, выданные до 1 января 2016 г., действуют до истечения указанного в них срока.

В медицинском сообществе координационный совет МЗ РФ, куда входят ректоры ведущих медицинских вузов страны, совместно с Национальной медицинской палатой инициировали пилотный проект по европейской модели обучения, включая привлечение к нему профессиональных медицинских организаций и начисление кредитов. Пилотный проект принят в октябре 2013 г., он будет реализован в нескольких регионах страны в 2014 г., начиная с Москвы. Участвовать в этом проекте будут врачи, которые проходят обучение (общее усовершенствование) в течение 144 часов.

Примерно треть программы взяли на себя профессиональные общественные организации. От 10 до 30% будет отдано дистанционному обучению, остальная часть сохраняется за вузом, участвующим в проекте.

Но за пять лет между двумя курсами переподготовки врач должен будет набрать не менее 250 кредитов. Так, подготовка одной научной статьи будет оцениваться в 10 кредитов, выступление на конференции — в 5 кредитов и т.д.

Таким образом, можно сказать, что вся система последипломного образования будет модернизирована. В настоящее время она только складывается в новом формате, реализованы лишь ее отдельные фрагменты. Она, естественно, будет совершенствоваться, т.к. служит основой повышения качества медицинской и фармацевтической помощи.

Что же касается фармацевтического образования, то здесь тоже предстоит большая работа по модернизации системы последипломного образования.

Во–первых, необходимо определиться с общественными профессиональными фармацевтическими организациями, которые будут участвовать в этом процессе.

Во–вторых, следует разработать систему кредитов и определить их окончательное суммарное значение, которое должен набрать специалист с высшим фармацевтическим образованием за пять лет между двумя курсами общего усовершенствования в течение 144 час.

Большую роль в оказании фармацевтической помощи населению играют специалисты со средним фармацевтическим образованием. Система их подготовки, а также дальнейшее повышение их квалификации каждые пять лет тоже должна быть модернизирована.

Следует обратить внимание и на то, что вместо сертификации планируется аккредитация, и эта процедура также должна быть тщательно проработана.

Как показал опыт нашей работы в области последипломного образования, преподаватели должны уделять большое внимание подготовке учебно-методических материалов для практических работников и обеспечивать ими специалистов не только во время обучения, но и поддерживать с ними профессиональные отношения в процессе их трудовой деятельности. Следовательно, в основу последипломного образования специалистов с фармацевтическим образованием должны быть положены такие принципы, как индивидуализация, элективность обучения, ориентированность на современные достижения медицинской и фармацевтической науки, развитие образовательных потребностей, что позволит фармацевтическим специалистам приблизиться к европейской модели последипломного обучения.

Для современной системы последипломного образования характерны несколько важных особенностей. Во-первых, ее модульность. Для обучения по любой фармацевтической специальности можно создать отдельные модули и компоновать их под конкретные задачи, под них разрабатывать программы, привлекая к участию различных специалистов.

Другая особенность современного последипломного образования — особое внимание к современным достижениям химии, биологии, технологии получения лекарств, экономики, управления, маркетинга и др. Это, конечно, не значит, что из каждого специалиста необходимо делать ученого, но он должен хорошо знать научные основы своей работы. Наконец, современное последипломное образование невозможно представить без дистанционного компонента. Сегодня за счет информационных технологий дистанционное обучение приобрело совсем другое качество — позволяет использовать разные методики, интерактивно контролировать знания обучающихся, моделировать различные практические ситуации.

Говоря о подготовке и повышении квалификации специалистов фармации, нельзя обойти вниманием такой вопрос, как компетентность фармацевтического и медицинского работника в области лекарственной помощи. Наш опыт последипломного обучения аптечных работников показал наличие у них прочных знаний по фармакологии и определенный запас знаний по другим фармацевтическим дисциплинам, меняющийся в зависимости от функциональных обязанностей. Не подменяя врача, аптечный работник способен квалифицированно консультировать пациента при выборе нужного безрецептурного препарата. Медицинский работник в силу специфики полученных компетенций не может и не должен работать в аптеке, не получив второе, уже фармацевтическое образование.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что мы вступаем в новую стадию реформирования последипломного образования. Необходимость этого процесса продиктована нам временем и целями, поставленными перед российским здравоохранением. По нашему мнению, необходимые предпосылки для грамотной гармонизации российской системы с европейскими подходами к последипломному обучению – это бережное отношение к прогрессивным национальным достижениям в данной области, ориентация на существующие и перспективные потребности фармацевтической практики в непростых условиях нормативно-правовой нестабильности.

---------------
*(доклад подготовлен совместно с Э.А. Коржавых, д.фарм.н., проф. кафедры управления и экономики фармации ФПО РУДН)

По материалам выступления на занятии Школы для практикующих врачей по специальности «Провизор» — «Современные подходы к оптимизации аптечной деятельности, XXI Всероссийский национальный конгресс «Человек и лекарство»

Мартынюк Елена
23.05.2014
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться