О НЕСКОЛЬКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КАДРОВОГО ВОПРОСА В ФАРМАЦИИ

Бичевой Константин (Саратовская обл.)
Маховская Виктория (Курская обл.)
Наталья Чернухина (Москва и Подмосковье)
Фармацевтические инспекторы ААУ "СоюзФарма"

Раньше почти каждый фармацевт мечтал получить высшее образование и стать провизором. А сейчас подобная перспектива кажется аптечным работникам только обузой. Пять лет обучения, цейтнот, перегрузки — и что в итоге?

Еще одна почти стертая, но очень серьезная градация: ту или иную квалификационную категорию имеет не только врач, но и аптечный специалист. Раньше это было важно для каждого фармацевта и каждого провизора. Люди старались повысить свой профессиональный уровень, пытались совершенствоваться в профессии, учиться, искать ответы на сложные вопросы… А сегодня в большинстве аптечных организаций никто не обращает внимания на то, какая категория у фармацевтического работника и есть ли она вообще (даже доплата за категорию производится исключительно в больничных аптеках).

И еще одна зона смешения. Фармация по своей сути — полноценная часть системы здравоохранения. Однако условия рынка диктуют свое, и, например, у сотрудников сетевых аптек нередко возникает ощущение, что они работают в неспециализированном ритейле. Очень горько, когда нивелируют различия между фармацевтической помощью и торговой деятельностью.

В одном из регионов, где представлена наша ассоциация, мы проводили опрос в ряде аптечных организаций на предмет кадров. В крупной сетевой аптеке специалисты сообщили: объемы реализации у нас увеличиваются только за счет роста цен. А та прибыль, которая остается, идет исключительно на налоги, а не на повышение зарплаты. То есть аптечная организация работает на грани рентабельности. Отсюда и текучесть кадров.

А вот во многих муниципальных аптеках, в классических аптеках, где сохранились производственные отделы, кадры постоянные. Специалисты работают многие годы и менять место работы не собираются. При этом заработная плата у них выше.

Когда сотрудники аптек получают постоянную поддержку, им легче выполнять свои задачи, легче сохранять основные принципы фармацевтической помощи — следовательно, кадровый вопрос тоже становится менее острым.

Нравится нам это или нет, но в формате крупной сети часто меняется сам подход к работе фармспециалиста. Даже фармацевтическое консультирование может отходить на второй план в сравнении с планом продаж. А увеличение количества так называемых СТМ просто сводит к нулю уровень нашей профессии. Пациент приходит за лекарствами, чтобы помочь себе, восстановить свое здоровье. Но его встречает девушка в белом халате и начинает рассказывать про косметику и биологически активные добавки.

Виноваты ли в этом аптеки? Экономические условия, в которые они поставлены, зависят не от них. Финансовое положение аптечной организации подчас таково, что, например, маркетинговое сотрудничество с производителем может выступать как единственная возможность продолжать работу.

Акцент на роль продавца ведет к профессиональному выгоранию специалистов. Ведь в такой направленности мало приятного. Нельзя не отметить и влияние маркировки. Вспомните, как происходит процесс приемки маркированных лекарственных препаратов. Монотонная работа плюс постоянное монотонное звучание сканера. И звук этот мало располагает. Как повлияют такие условия на фармацевта или провизора, чем они помогут в его профессиональном развитии?

Вызывает опасения и введенная с 1 декабря административная ответственность за нарушения во взаимодействии с системой МДЛП. К сожалению, сбои в системе происходят часто, а установленный размер административных санкций достаточно велик. Отсюда риски закрытия для многих аптечных организаций.

Хочется надеяться, что упрощенный режим работы с маркировкой будет сохранен для аптек. Есть соответствующий проект приказа Минпромторга, но подчеркнем, что документ является именно проектом.

Следующий сложный момент в фармацевтической деятельности – проблемы регулирования. Хотелось бы напомнить, что до 1993 года в нашей стране существовало Главное аптечное управление. И все документы, которые касались фармации, детально разрабатывались на коллегии этого управления. Каждый приказ изучался всеми отделами ведомства — и только потом выходил в свет. Благодаря такому подходу правовые акты составлялись четко и лаконично: каждый пункт содержал конкретное действие, которое надлежало выполнить аптеке.

В современных же нормативных актах распространен отсылочный формат оформления изменений. Внесенные в документ коррективы нередко адресуют читателя к предшествующему документу: "пункт Х дополнить следующими словами". Такое оформление не всегда просто для понимания, в особенности с учетом сегодняшней нагрузки аптечных работников. Пандемия ее только усилила.

У аптечных специалистов есть вопросы и к непрерывному фармацевтическому образованию. Новой системы многие боятся — и это не всегда молодые сотрудники.

Те опытные кадры, которые трудятся сейчас в наших аптеках, — это кладезь аптечного дела. Самые мудрые, самые профессиональные, самые знающие. Те, на ком держатся аптечные организации. И именно они вынуждены сейчас уходить из профессии, доработав еще год–два, пока действует сертификат.

Очень многие аптечные работники хотели бы вернуться к старой системе повышения квалификации. В этом году, к счастью, еще было возможно пройти программу ДПО объемом в 144 часа — что для периодической аккредитации являлось достаточным.

Процессы системы НМФО в их сегодняшнем виде сложно назвать полностью доработанными. Идея была очень правильной — сделать последипломное образование непрерывным, более актуальным, современным, удобным, содержательным. Однако организационные сложности, которые порой возникают уже на этапе входа на образовательный интернет-портал, рискуют превратить новый подход в формальность.

Острота кадрового вопроса — следствие тех условий, в которых оказалась аптека. Среди нас есть председатели аккредитационных комиссий в различных образовательных учреждениях, и год за годом мы наблюдаем примерно одну и ту же картину. Выпускники с высшим фармацевтическим образованием в основном стараются устроиться на должность медицинского представителя. Еще один популярный путь — переезд в Москву и работа в аптечных организациях столицы, где зарплата выше, чем во многих других регионах.

Со средним образованием нередко бывает иначе: выпускники некоторых региональных колледжей получают одновременно две квалификации — медицинской сестры и фармацевта. Многие предпочитают стезю медицинского работника.

В столице во многом те же тенденции. Почти 90% выпускников фармфакультетов не собираются идти в аптеки! Исключение — те специалисты, которые уже работают в аптечной организации и решили получить высшее образование для дальнейшей деятельности в данной сфере. Остальные ищут либо вакансии медицинских представителей, либо работу на производстве, где нет ежедневной нагрузки в виде контакта с покупателем.

Что поможет улучшить условия работы фармацевта и провизора?

Это материальная заинтересованность сотрудников. Самый первый шаг — снижение налоговой нагрузки на аптечные организации. Наша ассоциация обращалась с предложениями по этому вопросу и к регуляторам, и в "ОПОРУ России", и к Уполномоченному по правам предпринимателей… Проблема режимов налогообложения для фармации является очень острой, и уже сейчас мы видим закрытие значительного числа аптек, связанное с резким ростом данных платежей. Кратного увеличения расходов многие попросту не выдержали.

Вопрос о налоговых льготах тесно связан и с вопросом о статусе аптеки в системе здравоохранения. Еще раз подчеркнем — проблема кадров острее стоит в коммерческой аптечной организации. То есть при необходимости выживать исключительно за счет собственной рентабельности. Общественно значимой задаче фармацевтической помощи необходима поддержка…

Алтайская Екатерина
24.12.2021
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться