Статьи подрубрики государственное регулирование:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   

"МЫ БЕЖИМ В МЕШКАХ ПО СРАВНЕНИЮ С ИНОСТРАННЫМИ КОЛЛЕГАМИ"

На сегодняшний день наиболее востребованные направления подготовки специалистов отмечаются в биотехнологии, биоинженерии, биоинформатике, молекулярной генетике, цитогенетике, геномном редактировании, генной инженерии, фармакогенетике и иммуногенетике.

Татьяна Бухарова, директор Института высшего и дополнительного профессионального образования ФГБНУ "Медико–генетический научный центр им. академика Н.П. Бочкова", привела следующие данные.

Бухарова Татьяна

Сегодня в нашей стране работают всего 340 врачей–генетиков в медико-генетических консультациях, т.е. один такой специалист приходится на 434 тыс. населения (в США, например, один на 75 тыс. человек). И эти цифры практически не меняются последние годы. Не хватает и врачей, работающих в генетических лабораториях. По словам директора института, подготовка специалистов идет медленно, вузы в основном лишены современного оборудования. Вторая проблема — расширение компетенций врачей разных специальностей, которые сталкиваются с пациентами с наследственными заболеваниями.

"Генетические технологии открывают широчайшие возможности для диагностики и лечения наследственных заболеваний. Если раньше орфанные пациенты в лучшем случае получали малоэффективное симптоматическое лечение, то сейчас разрабатывается все больше терапевтических подходов, направленных на устранение заболевания, исправление поломки в гене. Современным врачам совершенно необходимо выявлять наследственные заболевания, знать о методах их лечения", — сказала Бухарова.

Для решения этих проблем и был создан новый институт высшего и дополнительного профессионального образования в области медицинской генетики. Сейчас работают 10 кафедр, их количество будет увеличено. Возглавляют кафедры ключевые специалисты в соответствующих областях.

Государство предпринимает серьезные усилия по развитию генетических технологий, но для достижения целей необходимо достаточное число специалистов с необходимыми компетенциями.

Илья Еремин, главный ученый секретарь НИЦ "Курчатовский институт", рассказал о подготовке высококвалифицированных кадров. Всего, по данным Минобрнауки, по профилям, связанным с генетикой и генетическими технологиями, реализуются образовательные программы в 57 вузах, подведомственных Минобрнауки, Минсельхозу и Минздраву. Контрольные цифры приема по биологическим наукам в 2021 г. были увеличены по сравнению с 2020 г.: по очному направлению на 209 мест, по заочному — на 5. В 2020 г. были разработаны и реализованы 13 образовательных программ в рамках реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий. В 2020 г. прошли обучение в рамках образовательных программ 1287 человек.

"Хотел бы отметить создание рабочей группы по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров. Фондом "Талант и Успех" предложена программа по усовершенствованию знаний по генетическим технологиям среди учителей. Минобрнауки запустил сбор сведений о научных и преподавательских кадрах в этой сфере и потребности в увеличении штатных единиц до 2030 г., а также собрал данные у технологических компаний реального сектора экономики", — сказал Еремин. На основе данных сформирован прогноз до 2030 г. в высококвалифицированных кадрах: 3204 человек — текущее состояние кадров, 430 — количество открытых вакансий, 1577 единиц — прогнозируемая потребность на 2021–2025 гг., 2028 специалистов необходимы на 2026–2030 гг.

По словам Евгения Рогаева, заведующего кафедрой генетики биологического факультета МГУ, одна из главных проблем — недостаток практических занятий в период обучения студентов, а также нехватка средств, выделяемых на проведение экспериментов. Денег на практику в области новых геномных технологий вузы, как правило, не имеют.

Рогаев Евгений

"Традиционные методологии на плодовых мушках в МГУ применяются, что, конечно, важно, но современные геномные технологии и технологии геномного редактирования необходимо внедрять, а для этого нужны средства. Больше часов на практику. От "Сириуса" деньги будут, надеемся. Студенты в этот центр приезжают из разных вузов", — подчеркнул Рогаев.

Он уверен, что необходимо активнее привлекать к практической экспериментальной работе старшеклассников. Так, в центре "Сириус" даже в период пандемии 795 школьников прошли обучение по профильным предметам, участвовали и в экспериментах в области генотипирования.

Рогаев добавил, что приобщение школьников к научной работе поможет им определиться со своими интересами при поступлении в университеты. "Я за то, чтобы дети приходили в университеты, как это делается за границей", — уверен ученый.

Михаил Гельфанд, вице–президент по биомедицинским исследованиям Сколковского института науки и технологий, отметил такую проблему, как отток из России специалистов с высшим образованием после защиты диссертаций, который вырос в 5 раз с 2012 г. И дело здесь не только в зарплатах, которые то увеличиваются, то уменьшаются, или в предоставлении жилья… Молодым ученым необходимо предоставить большую академическую мобильность и возможность создания новых научных групп. Да, они редко создают собственные группы, как отметил Гельфанд, "они находятся под научным руководителем, от которого во многом зависит, даст он им свободу и собственных аспирантов".

Гельфанд Михаил

Сегодня Сколтех занимает второе место в Европе, на первом — Карлов университет в Праге и 229-е место в мире. С 2013 г. выпущено 33 аспиранта, защищены 26 диссертаций. "Все профессора — активно работающие ученые мирового уровня. Невозможно по учебникам такие темы читать. Научить не только науке, но и как существовать в науке — задача университета. Но парадокс — ученая степень PhD, полученная в Сколтехе, признается во всем мире, кроме России, как кандидатская степень", — отметил Михаил Гельфанд.

Среди проблем подготовки будущих специалистов он отметил недостаточное количество часов преподавания биологии в школе (всего один час в неделю). Этот предмет не в образовательном приоритете. Биология, как следствие, никому не интересна. Например, биология, по данным опроса портала Superjob, не входит в топ-5 среди репетиторов ни в одном классе. "Самые лучшие студенты приходят из загадочных мест с хорошим учителем биологии. У меня есть пример публикации статьи в научном журнале в соавторстве со школьницей, — рассказал Гельфанд, — но не так много преподавателей готовы учить новым геномным технологиям".

Участники конференции отметили, что сотрудничество вузов с индустриальными партнерами, создание соответствующих образовательных программ, а также модернизация школьного образования в биологии и генетике, методическая поддержка учителей, участие индустрии в работе со школьниками — это шанс не только подготовить высококлассные кадры, но и удержать молодых специалистов, привлечь их к работе в российских компаниях.

Шарафанович Анна
15.05.2021
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться