Статьи подрубрики :

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   

МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ НУТРИЦЕВТИКАМ?

Возможен ли авитаминоз сегодня?

Актуальность проблемы подчеркнула Светлана Орлова, заведующая кафедрой диетологии и клинической нутрициологии ФНМО МИ РУДН, д.м.н.

Орлова Светлана

По данным многочисленных исследований, в том числе Российского Института питания, с каждым годом в нашем рационе уменьшается количество полезных микронутриентов — минералов и витаминов. Но это не тот дефицит, что наблюдался полвека назад. Современники не страдают цингой, пеллагрой, другими серьезными авитаминозами. Мы находимся в состоянии, когда всех микронутриентов не хватает по чуть-чуть. Такое состояние называется маладаптация (недостаточная адаптация), оно создает благоприятный фон для развития заболеваний: у человека снижается способность противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды, стрессам, повышенным умственным и физическим нагрузкам.

Cвой вклад в эту беду внесла "эпидемия" ожирения. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году лишний вес обретет каждый второй житель Земли, а к 2300 году на планете просто не останется худых людей. Казалось бы, полные люди должны быть обеспечены витаминами и минералами, поскольку много едят. На самом деле, чем выше масса тела человека, тем меньше минералов и витаминов в его организме. И кстати, одна из теорий, почему люди набирают ненужные килограммы, говорит о том, что мы подсознательно пытаемся нагнать необходимое количество элементов за счет увеличения объемов пищи.

Как решить проблему дефицита? Казалось бы, первый и самый очевидный путь — добавить в меню необходимые продукты, разнообразить рацион. Но беда в том, что агротехнические условия, которые создало человечество за последние сто лет на земле, не позволяют нам вырастить растения и вскормить животных, с тем количеством витаминов и минералов, которые они содержали 50–60 лет назад. Нашим бабушкам и дедушкам повезло — они были здоровее, потому что они питались натуральными полноценными продуктами. Но чем дальше человечество продвигается вперед в желании накормить всех голодных, тем меньше содержатся витаминов и минералов в пшенице и фасоли, помидорах и яблоках, говяжьем и курином мясе. Обнищавшая почва — с нее снимают урожай по нескольку раз в год. Стероиды и гормоны — их получают скот и птица для быстрого роста, антибиотики — для того, чтобы не болели. Искусственные водоемы — для разведения рыбы. Вся деятельность человека приводит к тому, что даже при самом правильном рационе каждый из нас недополучает 30-60% необходимых витаминов и минералов.

Второй способ борьбы с нехваткой нутриентов — создание продуктов модифицированного состава, обогащенных витаминами и минералами. В магазинах их появилось немало. Но человек не может питаться только протеиновыми коктейлями и батончиками.

Третий путь — обогащение продуктов питания. Идея добавлять витамины в муку пришла в голову производителям еще в 1938-м, когда в Америке началась эпидемия пеллагры. Буквально через пять лет снижение смертности от недостатка витаминов группы В снизилась в несколько раз. И тогда многие страны на государственном уровне приняли решение обогащать продукты различными микронутриентами.

В России тоже есть государственная программа по обогащению продуктов. Но сегодня она в полной мере реализована только для детей до трех лет, получающих еду с добавлением различных витаминов. Число продуктов для взрослых, обогащенных микронутриентами, составляет от 4 до 14%.

Но и этот путь не решает проблему, что доказала ситуация с фолиевой кислотой. Ею обогащают муку в США. C этой добавкой женщина получает 100 микрограммов фолиевой кислоты в день. Но для зачатия и во время беременности маме нужно как минимум 400 единиц. Призывать есть больше обогащенных продуктов? Но это увеличит калорийность питания и приведет к ожирению. Увеличивать содержание добавок? Но такие продукты вызовут передозировку у некоторых любителей выпечки.

Кто исследует добавки?

Выход один — дополнительный прием человеком биологически активных добавок, веществ, предназначенных улучшить рацион питания, как больного, так и здорового. Но самый главный вопрос, который волнует потребителя в аптеке, — можно ли доверять БАД?

Известно, что лекарства проходят серьезные доклинические и клинические исследования, апробации. А проверяются ли столь же дотошно добавки?

Светлана Орлова объясняет, что проводится очень много доклинических и клинических испытаний ингредиентов, прежде чем БАД попадет на аптечную полку. Просто потребители об этом не очень хорошо осведомлены, говорит эксперт. А на этапе государственной регистрации положен широкий спектр исследований на микробиологическую безопасность, содержание пестицидов, плесени, солей тяжелых металлов, проверяется соответствие содержимого заявленному на упаковке к ней.

Прежде слово "БАД" было нарицательным, врачи не относились к ним всерьез. Сегодня юристы говорят медикам: если добавка зарегистрирована, внесена в реестр, врач может рекомендовать добавки. Просто надо различать понятия "назначать лекарственные препараты" и "рекомендовать добавки в составе рациона для коррекции и оптимизации питания" (такое определение БАД вступит в силу согласно техническому регламенту Таможенного союза в IV квартале 2023 г.).

БАД производство

А что касается пострегистрационного контроля, то в России он намного жестче, чем в США. FDA, организация, которая осуществляет контроль за пищевыми продуктами и лекарствами в США, снимает с себя ответственность за качество БАД. Если потребитель столкнется с недобросовестной добавкой, он нанимает адвоката, который должен доказать, что его клиенту действительно причинен ущерб. В России ответственность за регистрацию берет на себя государство и пропускает на российский рынок только то, что считает соответствующим тем документам, по которые разработаны и выпускаются эти добавки. Получается, из всех стран самый жесткий контроль добавки проходят именно в Российской Федерации.

Чем опасна покупка на маркетплейсе?

Но приобретать эффективный и проверенный БАД надо лишь в аптеке. На маркетплейсе, увы, можно купить все что угодно и никаких регистраций от производителя не требуется. Россия входит в состав Всемирной торговой организации и не может наложить запрет на покупку того, что в ограниченном количестве человек приобретает лично для себя. Контроль в онлайн–магазинах берут на себя саморегулирующие организации, призванные наводить порядок на собственном рынке. 

Жестков Александр

Одна из них — "Союз производителей БАД к пище". Возглавляет ее исполнительный директор Александр Жестков. Он говорит: "Среди наших основных целей — развивать российский рынок, делать его более интересным, доступным для потребителя. С 1921 года на продажу БАД были сняты все ограничения, теперь россиянин заходит в маркетплейсы и там находит в них свои любимые витамины. Казалось бы, все хорошо. Но только настоящие аптеки знают, как продавать БАД, они могут гарантировать их безопасность и качество благодаря тщательному входному контролю. А онлайн–магазины — не умеют! У одного крупного маркетплейса, знакомого покупателю по фиолетовому лого, в каталоге — 11 тысяч наименований БАД! И всего лишь один фармацевт осуществляет входной контроль. Успевает он за всем проследить? Конечно, нет. Так и появляется в разделе БАД продукт с удивительным названием "противораковая добавка". Наша организация купила ее и проверила на различные токсикологические показатели: кадмий, дрожжи и тому подобные ингредиенты... Страшно представить себе ситуацию, если онкологический больной понадеется на эффективность подобного средства…"

К этим словам присоединяется Светлана Орлова: "Я все время вспоминаю нашего незабвенного Леонида Филатова, который писал в "Сказке о Федоте стрельце": "Спробуй заячий помет! Он — ядрёный! Он проймет".

Медицинский институт РУДН делал закупки БАД на маркетплейсах и проводил тестирования в научном лабораторном центре. В некоторых продуктах были обнаружены марихуана, сибутрамин, амфетамин, фенолфталеин (обыкновенный пурген). Всего мы нашли две тысячи нарушений! И связаны они в основном с включением в БАД фармсубстанций, запрещенных в Российской Федерации".

Онлайн–продажи очень удобны для потребителя, но их необходимо скорректировать с точки зрения защиты интересов потребителя. Этот канал должен стать безопасным, убежден Александр Жестков. Здесь помогут законопроекты, которые сейчас рассматривает Государственная Дума. Требуется также изменить рекомендуемые дозировки витаминов и минералов — в России они отличаются от европейских и американских норм, и многие хорошие БАД по этой причине не могут появиться в нашей стране. Благодаря инициативам саморегулирующей организации в Уголовный кодекс внесена статья по фальсификатам лекарственных препаратов, а сейчас внесено дополнение по фальсификации лекарственных средств и биологически активных добавок к пище.

Персонализация применения БАД и новые технологии

Как сегодня потребитель делает выбор БАД, чем руководствуется? Евгения Ших, д.м.н., заведующая кафедрой клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, делится наблюдениями.

Ших Евгения

Прежде всего потребитель отдает предпочтение производителю с хорошей репутацией, обращает внимание на страну производства. Большое значение имеет наличие регистрации. Важно внимательно рассмотреть этикетку. Например, ряд производителей продают рыбий жир, указывают, что это Омега–3 полиненасыщенные жирные кислоты, и путают совершенно разные два понятия… На этикете пробиотиков должно быть четко указано, какие конкретно штаммы здесь содержатся. Если этой информации нет, вы рискуете купить смесь, куда могут входить штаммы, свойства которых на сегодняшний день не изучены.

"Я бы никогда не купила на маркетплейсе биологически активную добавку, — утверждает Евгения Ших. — На этикетках любых средств всегда указаны условия хранения, качество продукта гарантируется в том числе и выполнением этих правил. Если написано, что БАД должен содержаться при определенной температуре, то это условие должно соблюдаться и при транспортировке, и при длительном хранении. Конечно, аптеки придерживаются этих норм. Поэтому я считаю аптеку более надежным местом для покупки веществ, которые мы называем парафармацевтикой".

Говоря о технологиях производства БАД, эксперт привела в пример популярный куркумин. Проблема заключается в том, что это вещество плохо растворяется и соответственно плохо всасывается. Поэтому имеют значение технологии, которыми обладают фармацевтические компании. Если компания–производитель может сделать соединение, которое обладает высокой биодоступностью и хорошо воспринимается организмом, то, конечно, нужно выбирать именно его. Но здесь существуют разные подходы. Кто–то пытается сделать куркумин растворимым за счет соединения его с черным перцем. Такой вариант сомнителен. А вот компания "Солгар" обладает уникальной технологией NovaSOL, которая повышает всасывание вещества в 60 раз. Мицеллы NovaSOL при попадании в желудочно-кишечный тракт проходят без изменений в кислую среду желудка и начинают работать только в тонком кишечнике.

Или другой пример, витамин С. Он может быть в виде аскорбиновой кислоты или аскорбата. Ясно, что аскорбиновая кислота будет раздражать ЖКТ. А аскорбат по своим свойствам будет соответствовать функциям витамина С, не нанося вреда слизистой и дольше удерживаясь в организме. Но технологией изготовления витамина С в виде аскорбата обладают не все компании. И именно такие технологии определяют ценовой сегмент продукта.

Еще одна проблема — персонализация применения БАД. "Институтом питания проработаны и рассчитаны дозы на человека в 70 кг. Но в реальности люди весят больше или меньше, — продолжает Евгения Ших. — И, конечно, людям крупным, с избыточным весом нужно большее количество активного вещества. Например, витамина D, других компонентов. В этом случае дозировку надо менять… Нет никаких ограничений при одновременном приеме нескольких БАД. А я бы рекомендовала прием одного набора компонентов в течение 3–4 месяцев, потом после небольшого перерыва можно приступать к следующему. Есть и другие тонкости. Например, я ем много цитрусовых, поэтому считаю, что витаминв В и С мне достаточно, и выбираю себе другие БАД. И у каждого человека свои особенности диеты. Поэтому ему нужны рекомендации специалистов при выборе БАД".

Традиционно аптечный бренд

Хакан Эртюрк

Таким производителем нутрицевтики считается "Солгар". Хакан Эртюрк, генеральный директор компании в России и СНГ, объяснил, как завоевывался авторитет производителя: "Компания появились 75 лет назад. Тогда же сложилась ее философия бескомпромиссного качества, начиная с сырья от поставщиков. Прием нутриентов важен на регулярной основе, он должен иметь именно осознанный характер, чтобы потребитель проявил постоянство. Поэтому для нас очень важно, каким образом потребители выбирают БАД и кто рекомендует именно этот продукт. Компания проводит много обучающих мероприятий, на которых представляем знания диетологам–нутрициологам и аптечным работникам. Согласен, что нужна особая работа на уровне маркетплейса, контроля на онлайн рынке. Но поскольку "Солгар" — традиционно аптечный бренд, он так и останется на аптечных полках, это не изменится никогда. Будем рады, если Россия пересмотрит некоторые дозировки, и тогда россияне смогут познакомиться с другими уникальными продуктами, которые мы широко представляем в более 70 странах мира".

После эпидемии ковида, как заметил Хакан Эртюрк, наблюдается интерес к потреблению многих БАД на регулярной основе. Например, стал пользоваться большой популярностью комплекс Омега–3. Российский рынок — традиционный, он привык к мультивитаминным формам, например, комплексам для мужчин или для женщин. Но в последний год компания обнаружила больший спрос на монопродукты — магний, витамин D3, коэнзим. Еще одна тенденция — люди стали больше заботиться об иммунитете, что объясняет спрос на цинк, витамин С, экстракт эхинацеи, куркуму.

Введение международных санкций не повлияло на доступность БАД "Солгар" в России. Компании удалось сохранить логистические цепочки на российском рынке. "Мы продолжаем нашу деятельность в РФ и даже расширяемся, стараемся охватить новые регионы в ближайшее время. Не уменьшаем и свою маркетинговую активность. И по-прежнему будем партнерами футбольной компании "Зенит", — обещает Хакан Эртюрк, заметив с улыбкой, что и их компания внесла вклад в чемпионство команды.

БАД спикеры мероприятия

Благодаря партнерству, Solgar рассчитывает привлечь к теме нутриентов бóльшее внимание, а клуб — поддержать здоровье футболистов на высоком уровне.

По материалам мероприятия "БАД сегодня: о самом главном"

 

Чечилова Светлана
05.06.2022
Здоровье
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться