Статьи подрубрики государственное регулирование:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   

МОЖЕМ ЛИ МЫ СНИЗИТЬ РИСК ПАНДЕМИЙ (Ч. 2)

"Статистика говорит, что большие пандемии более вероятны, чем мы думали".
Так утверждает новый анализ вспышек болезней за последние 400 лет.

Гандель Виктор Генрихович
Член-корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.

Гандель В.Г.

А причем здесь пандемии? Очень даже причем! О влиянии среды на БИОС — мини– и макро–, известно давно. Сегодня ее кумулятивное воздействие во многом можно оценивать как негативное, объективно противостоят ему лишь здравоохранение и отдельные институты государства и общества фрагментарно.

Последствия происходящих изменений масштабны, многофакторны, не всегда предсказуемы, но почти всегда управляемы. Одно из них — состояние нашего здоровья, в частности прогрессирующий иммунодефицит, предрасполагающий к осложнениям различного рода, в том числе инфекциям, аутоиммунным нарушениям, онкозаболеваниям. Первичные иммунодефициты генетически предопределены и обычно представлены наследственными заболеваниями; вторичные — приобретенные и более распространенные.

Самым тяжелым из них, положившим начало масштабному разрушению иммунитета Homo sapiens sapiens, как уже отмечалось ранее, стала непреходящая пандемия ВИЧ, поразившая человечество с почти 80 млн. инфицированных и около 40 млн. умерших. Институт Пастера во Франции и Национальный институт рака в США в 1983 г. открыли источник заболевания — новый ретровирус из рода лентивирусов, опубликовав 20 мая 1983 г. в журнале Science результаты исследования.[1]

Позднее этот вирус, необратимо разрушающий клетки иммунной системы, получил название ВИЧ (англ. HIV, вирус иммунодефицита человека), а болезнь, им вызываемую — синдромом приобретенного иммунодефицита, СПИД (англ. AIDS). В 2008 г. авторы открытия Люк Монтанье и Франсуаза Барр–Синусси были удостоены Нобелевской премии в области физиологии и медицины.

В том же Science недавно появилось сообщение о разработке первой мРНК–вакцины против ВИЧ, клинические испытания которой на I стадии показывают обнадеживающие результаты.[2]

Противостоять нападениям на наш иммунитет

До сих пор в нашей стране проживает более 1,14 млн. пациентов с лабораторно подтвержденным диагнозом ВИЧ, из которых 0,8 млн. состоят на диспансерном учете.

Почему столько внимания уделяется именно этому событию? Ответ прост: оно знаменует начало "управляемого" наступления на наш иммунитет. Почему управляемого? Потому что вирусы "научились" атаковать совместно, масштабно, агрессивно преодолевая (обходя) иммунную защиту: сегодня во главе их "команды" наш старый "знакомец" — генетический потомок возбудителя приснопамятной "испанки" А H1N1.

Пандемии — прямое следствие подобных опасных нападений на иммунитет, но не только.

Вирусы и эпидемии

Новые статистические методы анализа данных о масштабах и частоте вспышек заболеваний, вызванных рядом опасных патогенов, включая чуму, оспу, холеру, тиф, вирусы гриппа, тот же ВИЧ и пр., обнаружили значительную изменчивость течения пандемий в "анамнезе". Удалось выявить закономерности, позволяющие описать вероятность повторения событий аналогичного масштаба, а главное — определить приоритеты усилий по их предотвращению и контролю в будущем.

Во всех исследованных случаях не удалось обнаружить следы немедленных медико–фармацевтических вмешательств — одного из важнейших барьеров на пути инфекций, что стало ведущей причиной разрастания заболеваний до масштабов пандемии.

Ретроспективный анализ течения текущей пандемии показал, что даже небольшое промедление с принятием мер реагирования (тестирование, изолирование, карантин, вакцинация, госпитализация, фармакотерапия, блокирование трансграничных перемещений и пр.) чревато серьезными последствиями — от недостаточно контролируемых до непредсказуемых и летальных.[3]

Это знание достигнуто применением современных аналитических инструментов, включая математические модели на основе искусственных нейронных сетей (ИНС), что позволяет разработать алгоритмы действий государственных и независимых структур в условиях риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), в нашем случае — в сфере инфекциологии. Другими словами, оценка риска осуществлялась с помощью технологии, известной в среде аналитиков как квантовое мышление — способ многосторонней интерпретации результатов исследований с учетом альтернатив как новый резерв медико-фармацевтического реагирования на изменения окружающей среды.

Перейдем к конкретным ключевым рекомендациям, ранжируя их по степени общественной значимости.

Увеличение финансирования

Важнейшая формула достижения цели в развитии: Деньги х Кадры х Менеджмент, где х — умножение. Инвестирование — общепризнанный сегодня инструмент развития и обустройства среды.

Мировой ВВП в 2022 г. впервые в истории превысит 100 трлн. долл., что характеризует переход человечества от целей развития тысячелетия (ЦРТ) к целям устойчивого развития (ЦУР).[4]

Глобальные расходы на здравоохранение в 193 странах — членах ООН сегодня достигли примерно 10 трлн. долл. (~10% мирового ВВП).

Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) оценили общие потери мировой экономики из-за пандемии в 12,5 трлн. долл.

Но были не только потери: Большая Финансовая Фарма (БФФ) заработала на пандемии более 1 трлн. долл., из них только ее первая десятка (Sinopharm, Roche, Novartis, Merck, AbbVie и пр.) — почти 0.5 трлн.[5] Один лишь Paxlovid (Нирматрелвир) принес компании Pfizer около 22 млрд. долл.

Анализ финансового трека пандемии обнаружил, что мировому здравоохранению как раз "не хватает" этого ушедшего БФФ триллиона для купирования проблемы: от улучшения тестирования и усиления первичной медико–санитарной помощи до кратного увеличения расходов на госпитальном и реабилитационном этапе и дофинансирования по еще многим позициям.

Особенно страдают страны с низким и средним уровнем доходов, где не привиты более половины работников здравоохранения и почти две трети пожилых людей.

ВОЗ заявляет, что около трети населения таких стран не сделали ни одной прививки от COVID-19, называя указанный факт реальной угрозой появления новых, более смертоносных штаммов коронавируса.[6]

Инициатива "Берлинская декларация" обязывает БФФ резервировать финансирование производства вакцин, методов фармакотерапии и диагностики в таких странах и принять меры, чтобы сделать их реальными и доступными.[7]

С этой целью ВОЗ планирует заставить БФФ раскрывать подробности всех соответствующих сделок по борьбе с пандемиями.[8]

Директор–распорядитель МВФ Кристалина Георгиева полагает, что сбои в цепочках поставок, инфляция и, главное, ужесточение денежно–кредитной политики повсеместно препятствуют восстановлению экономик затронутых пандемией стран. По ее мнению, увеличение финансирования и расширение географии производства вакцин и лечебных средств сегодня является важнейшим инструментом антиковидного поведения.[9]

Важность противостояния пандемиям отметил Михаил Мурашко на встрече министров G20 в ноябре с.г. в Индонезии: "Наша задача — укрепление готовности глобальной архитектуры здравоохранения".[10,11] Министр заявил, что Россия поддерживает мандат Рабочей целевой группы G20 по вопросам укрепления сотрудничества с международными партнерами, по вопросам повышения готовности и реагирования на антропонозные инфекции и обмен лучшими национальными практиками.

Глава Минздрава отметил, что, хотя пандемия продолжается, Российская Федерация не только справилась с угрозой, но и оказала помощь нуждающимся странам мира (Спутник V, к примеру), внеся существенный вклад в укрепление глобальной архитектуры здравоохранения.

ВОЗ указывает на важную роль в обуздании пандемий региональных и страновых состоявшихся практик.

Показательный пример — антиковидные мероприятия в США и России. Финансирование американского здравоохранения (2.3 трлн. долл.) превышает таковое в РФ в 23 (!) раза (~100 млрд. долл. в текущем году), однако российское борется с пандемией успешнее: мы потеряли в три раза меньше ковид–больных и медицинских работников. При немалых проблемах нашего здравоохранения — недофинансирование, дефицит кадров и коек, напряженность первичного звена, неочевидные перспективы суверенизации фармации, нарастающие сложности аптечной розницы, прорехи медфармобразования и пр. — организационная и деловая устремленность отечественной медицины пока оказались сильнее.

Важно сохранить этот успех, понимая, что сделать это можно лишь наращивая ее финансовый, научный, материально-технический и кадровый потенциал.

Поддержка здравоохранения

Здравоохранение — масштабный комплекс компетенций первой линии обороны на пути инфекции, переходящий по мере накопления медико–фармацевтического инструментария в наступление на источник заражения путем обеспечения населения набором необходимого пособия по проверенной формуле — тестирование, вакцинация (иммунизация), дифференциальная диагностика, фармакотерапия, при необходимости — госпитализация, реабилитация.

Указанный функционал требует многосторонней поддержки отрасли, включая финансирование опережающими темпами с определением его соответствующих источников и мер контроля.

Противостояние пандемии — многонациональная и многоцелевая задача, определяемая качеством здравоохранения на региональных уровнях с международным участием стран по предупреждению, выявлению и организации ответных мер под эгидой ВОЗ.

Согласно стратегическому плану и договору обеспечения готовности и реагирования на реализацию критически важных мероприятий в наиболее нуждающихся странах, ВОЗ расходует из средств взносов и пожертвований на купирование острой фазы пандемии до 2 млрд. долл. ежегодно, постоянно сталкиваясь с дефицитом финансирования.[12]

Только на расширение тестирования, улучшение эпидемиологического наблюдения в целях выявления новых особо опасных штаммов, обеспечение больниц кислородом, а работников здравоохранения — персональными защитными средствами, ВОЗ призвало мировое сообщество выделить 7.7 млрд. долл.[13]

Доступность медицинской помощиявляется наиболее важным компонентом ее качества, влияющим на результаты лечения. Пациенты должны иметь доступ к необходимой помощи в необходимый момент для получения достоверных и актуальных результатов — важнейший этап своевременного начала терапии и ее эффективности.

В рейтинге стран по качеству медицины Россия занимает 48 место (56,77 балла)[14], расходуя на душу населения примерно 600 долл. (69 место)[15] и занимая 121 место по уровню расходов на здравоохранение (5,3%)[16] при необходимости не менее 6%[17] только во "внепандемийные" времена.

Глобальный индекс безопасности здравоохранения (Global Health Security Index, GHS) — международное исследование, оценивающее эффективность систем здравоохранения в 195 странах мира, отдает России по этому показателю 63 место с индексом 44,3 (выше среднего).[18]

Создание в стране концепции ценностно-ориентированного здравоохранения (ЦОЗ), о реализации которой говорят уже пять лет, способно повысить экономический и имиджевый потенциал отечественной медицины в среднесрочной перспективе, но и оно нуждается в финансовом обеспечении.

Отсюда вывод — резервов совершенствования нашего здравоохранения предостаточно, важно грамотно и своевременно их использовать.

Улучшать коммуникации общественного здравоохранения 

Цель: быть первыми, быть правыми, заслуживать доверия, быть внимательными к сомнениям, давать людям практические и проверенные сведения и рекомендации, активно противостоять дезинформации и негативизму. Там, где эти принципы не реализуются, общество становится уязвимым из–за повсеместного отсутствия доверия между правительствами, системами здравоохранения и СМИ, которым отводится ведущая роль в пропаганде и популяризации сведений о разумном и доступном противостоянии инфекции, на основе ЗОЖ, прежде всего.

Критические разногласия в разгар пандемии между скептицизмом президента Трампа и профессионализмом главного вирусолога страны Фаучи явились одной из причин национальной "ковидной" катастрофы США как по числу инфицированных (заболевших), так и умерших.

Действовать быстро, опережающе, совместно

Специалисты по инфекциям, обнаруживающие вспышки нового заболевания на ранней стадии и активно принимающие меры, пока инфекция не разрослась, являются ключом к предотвращению более крупной ЧС, действуя в соответствии с алгоритмом "решимость спасать жизни" (Resolve to Save Lives, RSL).

Указанная цель, выраженная формулой "7–1–7", предусматривает, что каждая вспышка в любой точке мира должна выявляться в течение первых семи дней, сообщение о ней поступает в течение одного дня, а меры по введению ограничений принимаются в последующие семь дней.[19] Еще 100 дн. отводится на создание вакцины и начало иммунизации, т.е. вдвое быстрее, чем это случилось при текущей пандемии (первую китайскую вакцину Convidicea зарегистрировали 25.06.2020, российский Спутник V — 11.08.2020).[20]

Приоритет совместных действий властей, систем здравоохранения, производителей вакцин и ЛП, а также СМИ и общественности в этом аспекте очевиден. Особого внимания заслуживает поиск баланса полных ограничений (локдаун, китайская модель "нулевой терпимости" к ковиду) и либерального подхода (бразильская модель), с введением ограничений "не спешащего". Бразилия, кстати, по числу умерших от ковида прочно заняла второе место после США.

Оптимальный баланс способствует сохранению доверия общества, что обеспечивает эффективность антиковидных мероприятий.

Бороться с дезинформацией

Есть поговорка, что "ложь может объехать полмира еще до того, как правда наденет штиблеты". Здравоохранению, в т.ч. врачам и фармработникам, очень сложно иметь дело с "прилипающей" дезинформацией, распространяющейся даже быстрее, чем Омикрон, — считают инфекционисты.

Дезинформация о пандемии негативно влияет на мотивацию людей, их убеждения и принятие решений, касающихся здоровья, поведения, отношения друг к другу, к окружающей среде и много еще чего.

Популярные приложения для социальных сетей, особенно используемые молодежью, обязаны запустить функции, позволяющую пользователям при просмотре контента получать актуальную достоверную информацию от заслуживающих доверия источников.

Поддерживать здоровье собственное и близких — детей в особенности

Индивидуальная устойчивость — соматическая и ментальная, является еще одним ключевым фактором предотвращения массовых серьезных заболеваний и смертей во время пандемий.

Одна из причин, по которой ковиду "удалось" убить так много людей, заключается в уязвимости их здоровья со стороны иммунной системы и наличия сопутствующих заболеваний, на которые обращалось недостаточно внимания.

ЗОЖ имеет ключевое значение в противостоянии болезням: по основным параметрам он доступен большинству. Его простейшие принципы — принимать назначенные лекарства, использовать здоровую пищу, не курить и не подвергать воздействию табачного дыма других — элементарны.

Стать здоровым означает не отказывать себе во всем, а выяснять, какие полезные для здоровья вещи мы можем полюбить, делать их больше в интересах семьи, детей, близких.

Дети особенно восприимчивы к поведению взрослых и его копированию: это следует использовать для формирования их здоровья в ранние годы.

Сберечь природу: государственное и личное участие

Предотвращение пандемии означает, что "нам нужны более совершенные системы для защиты природы, чтобы она не вернулась с целью укусить нас", — говорилось на Давосском экономфоруме 2022 г.

Забота о состоянии окружающей среды как части нашего здоровья имеет решающее значение для уменьшения распространения вируса.

Государство генерирует правовое, финансовое и организационное обеспечение защиты экологии, мотивируя и привлекая граждан к доступному участию в процессе, например, сохраняя зеленые насаждения или грамотного обращаясь с бытовыми отходами.

Страны технологически привержены цели предотвратить повышение температуры земной поверхности свыше 1,5°С (2,7°F) к середине столетия и 2°С к 2100 г., установленной XXI Всемирным климатическим саммитом (COP21), путем последовательного отказа от углеводородов с упором на возобновляемые источники энергии, что позволит сохранить биосферу планеты и ее способность противостоять инфекциям.

19 декабря с.г. в канадском Монреале по итогам 15-й конференции ООН о биологическом разнообразии свыше 190 государств достигли исторического соглашения — остановить вымирание видов, поддерживать генетическое разнообразие планеты, способствовать поддержанию, улучшению и восстановлению экосистем ее здоровой биосферы, где пандемиям не будет места.

Приведенные направления снижения риска пандемий – часть усилий мирового сообщества по сбережению здоровья в XXI в. Барометр развития текущих событий упорно движется в направлении "шторм", предупреждая нас о нарастании множественных угроз. Приобретенные знания в период манифестирования пандемии, сравнимой по числу бедствий и потерь с масштабными военными конфликтами, должны помочь остановиться перед опасной чертой. Мы на это способны.
---

Сноски_2

Гандель Виктор Генрихович
23.12.2022
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться