Статьи подрубрики фармобразование:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   

"МОЛОДАЯ ФАРМАЦИЯ" СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ

Как отметил Игорь Наркевич,ректор ФГБОУ ВО "Санкт–Петербургский химико–фармацевтический университет", студентов готовили, и ожидания они оправдали.

По словам ректора, он "уже не жалеет, что выпускники СПХФУ не идут работать в аптеки". Они могут применить себя и в других сегментах фармацевтической отрасли. К примеру, в этом году в университете открываются два новых направления обучения — товароведение (экономика, традиционные четыре года обучения) и медицинская химия. "Мы пока не знаем, как пойдут на эти специальности молодые люди, только первый год. Сами хотим посмотреть, что из этого получится", — сказал МА Игорь Анатольевич. Он также отметил, что количество бюджетных мест на фармацевтических факультетах российских вузов сократилось в последнее время в четыре раза. Среди возможных причин этого сокращения он назвал демографическую ситуацию в нашей стране.

И.А. Наркевич прокомментировал участие в конференции представителей международного фармацевтического сообщества. СПХФУ — единственное высшее учебное заведение, входящее в Международную Фармацевтическую федерацию (сама организация насчитывает около 4 млн участников со всего мира и примерно 20 физических лиц из России). Учитывая малочисленность наших представителей, иностранцы, как выразился ректор, приехали посмотреть и понять, «а в России тоже есть фармация и что здесь происходит»?

О ЧЕМ РАЗМЫШЛЯЮТ СТУДЕНТЫ

Диапазон интересов участников конференции впечатляет: от "Финансового анализа деятельности производственной аптеки" и "Оценки врачебных назначений в рамках сегмента фитопрепаратов" до "Организации работы отделов фармаконадзора в компаниях–производителях лекарственных средств" и "Анализа рынка препаратов для лечения болезни Альцгеймера в России".

Мария Шутович, студентка 5–го курса фармацевтического факультета СПХФУ, представила доклад "Обучение населения в системе фармацевтической безопасности пациентов".

Чтобы достичь фармацевтической безопасности, недостаточно гарантировать безопасность и качество лекарственных препаратов. Важно, чтобы сами пациенты соблюдали правила приема препаратов. Мария подчеркнула, что следует различать понятия "фармацевтическая безопасность", "фармопека" и "фармаконадзор".

Фармаконадзор осуществляется в основном на государственном уровне, и его действие заканчивается тогда, когда пациент получает препарат. Фармопека, хотя и находится в зоне ответственности врача и фармацевта/провизора перед пациентом за результаты лечения, является комплексной программой взаимодействия всех троих, все равно не отменяет личной ответственности пациента за прием препаратов. "Эти два понятия не охватывают всех вопросов, связанных с безопасностью приема лекарств", — считает автор доклада. Цель ее работы — увеличение компетентности пациентов в области фармацевтической безопасности. Есть множество способов обеспечить фармбезопасность. Это повышение осведомленности населения, привлечение внимания общества к этому вопросу, ведение просветительской деятельности в области фармации и медицины. Методы обучения тоже различны: консультации фармработников, школы пациентов, Российская школа фармацевтов (интеллектуальный конкурс для школьников и студентов, который направлен на повышение интереса к фармобразованию). Но все эти методы охватывают только определенные слои населения. А как быть с массовым просвещением? Как создать для людей, не связанных с фармацией и обществами пациентов, фундамент знаний о правильном приеме лекарственных средств? Мария Шутович предлагает включить вопросы фармации в базовое школьное образование. "К сожалению, сегодня в средних образовательных стандартах нет ничего, касающегося приема лекарственных средств, и зря. Ведь каждый человек на каком-то этапе жизни сталкивается с лекарствами. В видеоуроках, которые можно найти в Интернете, как использовать аптечку школьниками, есть ошибки в выборе препаратов. Подобные уроки должны разрабатывать только специалисты с медицинским и фармобразованием", — уверена студентка.

В проведенном ею опросе по фармацевтической безопасности приняли участие 432 респондента четырех возрастных категорий, в основном студенты, а также школьники, работающие граждане и другие категории населения (женщины в декрете, пенсионеры, безработные). Один из разделов опроса был посвящен хранению и утилизации лекарственных средств. Самым сложным, отметила автор исседования, оказался вопрос об утилизации препаратов. 42% ответили правильно: смешают лекарства со съедобными отходами и выбросят в завязанном пакете. А 29% ответили, что просто выбросят в мусорное ведро вместе с другими отходами. Студентка разработала методику урока по фармбезопасности для 10–го класса и провела такой урок в одной из общеобразовательных школ Санкт–Петербурга.

По мнению автора урока, школьники были заинтересованы и вовлечены в процесс, понимали важность информации о приеме препаратов, которая должна базироваться на назначении врача, совете фармацевта, данных из инструкции и собственных знаниях о том, чем можно запивать лекарства, где их хранить, как утилизировать, хотя при этом ни один из них не смог ответить, как правильно утилизировать лекарственные препараты. М. Шутович уверена, что школьное время — самое подходящее для обучения фармбезопасности, и предложила опубликовать урок на Всероссийском образовательном портале, а также включить в Федеральный государственный образовательный стандарт вопросы, касающиеся правил приема лекарственных средств, их хранения и утилизации.

Отвечая на вопросы, М. Шутович отметила, что обязанности производителей указывать в инструкции к препарату, как его утилизировать, недостаточно. К сожалению, не всегда люди читают (и при этом внимательно) эти инструкции. Необходимо в целом формировать в обществе культуру потребления, в т.ч. и лекарственных препаратов.

ВУЗЫ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ ЗАПРОСАМ ОТРАСЛИ

О "Профессиональной подготовке менеджеров по регистрации лекарственных препаратов" рассказала на конференции Михалина Лебедева, студентка 5–го курса фармфакультета СПХФУ.

Регистрация лекарственных средств сегодня — абсолютная необходимость. Для этого процесса нужны специалисты. Но у нас сегодня нет образовательной программы по подготовке таких кадров. Что относится к компетенции специалистов по регистрации лекарственных средств? "Очень важным промежуточным звеном работы менеджеров по регистрации лекарственных средств является регистрационное досье. Перечень документов, которые должны быть представлены в рамках досье, обозначен в Федеральном законе №61–ФЗ. Чтобы понять, какие знания нужны специалистам в области регистрации, достаточно обратиться к этому закону", — напомнила М. Лебедева. Но, как оказалось, даже в рамках учебного плана по специальности "Фармация" не все вопросы, касающиеся этих документов, рассматриваются глубоко. По данным сайтов вакансий в области фармации, только 8% работодателей ждут от своих будущих сотрудников высшего фармацевтического образования. В то время как остальные довольствуются специалистами смежных специальностей. В итоге, уверена студентка, можно получить ситуацию, когда работник должен не только изучить особенности работы данной организации, но и изучать отрасль практически с нуля.

"У такой системы есть два минуса: время и деньги, потраченные на молодого сотрудника, и потеря гибкости, когда при смене нескольких поколений мы можем получить ситуацию, когда то или иное действие будет осуществляться не осмысленно, а просто потому, что люди так привыкли", — подчеркнула автор доклада. Она отметила, что в условиях постоянно изменяющегося законодательства, изменяющегося рынка, такая ситуация недопустима. Как следствие, все работодатели хотят специалистов с опытом работы. А где его взять, непонятно. Михалина сомневается, что дорогостоящие курсы повышения квалификации помогут решить проблему. Таких курсов немного, у них нет соответствующей аккредитации; нет гарантии, что тематический план будет соответствовать информационной потребности специалистов. Так что с повышением профессионального уровня могут быть проблемы.

Студентка предложила создать магистратуру для желающих работать в области регистрации лекарственных средств. Эта идея, по словам Михалины Лебедевой, не нова, в мире она уже практикуется (в США, например). По результатам проведенного ею опроса, более 2/3 людей, работающих в системе регистрации лекарственных средств, не имеют фармацевтического образования. В их знаниях есть лакуны, которые важно было бы заполнить на уровне магистратуры, выделив отдельное направление именно для тех, кто не имеет фармобразования.

Гончарова Анна
10.05.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться