Статьи подрубрики кадры:

Специализированные
мероприятия
 
IT  в фармацевтике
Платиновая унция
RU PHARMA 2024 ban  
   
 
   

МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТ "РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФАРМАЦЕВТОВ"?

18 мая подвела свои первые итоги "Российская школа фармацевтов". Организовали ее фармвуз с почти столетней историей и современное фармацевтическое предприятие.

Становясь взрослыми, мы забываем, что когда-то были детьми. И начинаем верить, что те, кто младше нас, ничего не знают, не понимают и не смыслят. Особенно, когда речь идет о школьниках. Мы считаем, что у старшеклассников и выпускников нет ни целей, ни интересов… Но, как вы думаете, кто писал эти строки?

"Сегодня провизор должен не только разбираться в лекарственных препаратах, но и обладать знаниями врача… Меня огорчает, что мало в наших российских аптеках отечественных препаратов. Да мы, по большому счету, и не знаем, а есть ли в России фармацевтические предприятия, т.к. рекламируются зарубежные лекарства. Я хочу, чтобы мы смогли производить конкурентоспособные препараты, которые были бы не просто дешевле, но и не отличались качеством от зарубежных аналогов, а то и превосходили их. И мне кажется, что в этом и состоит задача российской современной фармацевтики, и я хочу быть участником этого процесса".

Цито4

"Профессия, которой я бы хотела овладеть, на первый взгляд, далека от романтики. Что романтического может быть в таком названии специальности, как фармацевт?
Но я считаю эту профессию одной из главных на земле. Фармацевт — это специалист в области изготовления, исследования и продажи лекарств. Это второй человек после врача, к которому мы обращаемся, когда у нас проблемы со здоровьем. Именно он помогает нам с выбором лекарств.

Фармацевт должен быть всем сердцем предан своему делу, не бояться трудностей, постоянно совершенствовать свои знания. В целом, моя специальность подразумевает знание не только медицинских и фармакологических дисциплин, но также основ экономики, маркетинга, психологии. Ведь работа фармацевта — это не только белый халат, лекарственные средства на витринах. Это в первую очередь общение с людьми. В аптечный пункт часто приходят пожилые, одинокие люди, которым на самом деле нужен не аспирин, а элементарное внимание. Им не с кем поделиться своей болью или бедой, порой им нужен совет и просто доброе слово. И я хочу помогать всем этим людям".

Эти слова написали… десятиклассники. Сочинений по фармации на уроках не задают, а предмет "Фармация" в школьных расписаниях не значится. Но на предложение поучаствовать в конкурсе, посвященном профессии фармацевта, с радостью откликнулись полторы тысячи ребят из четырехсот российских школ. Из самых разных уголков нашей страны. Тамбов, Белгород, Санкт–Петербург, Астрахань, Владимир, Самара, Майкоп… Задания были необычными и нескучными. Документальные фильмы о лекарствах и фармспециалистах, викторина «Кто хочет стать фармацевтом?», немножко похожая на знаменитый телевизионный конкурс…

А тексты, приведенные выше, — отрывки из эссе "Почему я хочу стать фармацевтом?".

Те, кто дошел до финала, увидели и Санкт–Петербургскую химфармакадемию, и новое, открывшееся в августе 2015 г., фармацевтическое производство компании "Вертекс".

По просьбе ребят, многие из которых мечтают стать разработчиками лекарств, на заключительный этап конкурса пригласили ученых.

Заведующий лабораторией биохимической генетики отдела молекулярной генетики Института экспериментальной медицины Алексей Соколов рассказал, как влияет на иммунитет, память и внимание обычное молоко. Содержащийся в нем белок лактоферрин удивительным образом взаимодействует с клетками нашего организма…

Заведующая лабораторией иммунохимических методов анализа НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Елена Васильева объяснила, почему мы до сих пор не умеем диагностировать туберкулез, и многие носители заболевания даже в XXI в. остаются "недообследованными" и заражают родных и знакомых. Исследователь рассказала о новом научном методе, который помогает выявить как раз "недообследованных" — тех, кто болеет скрытой формой туберкулеза.

Аспирант и научный сотрудник отдела общей патологии и патофизиологии Института экспериментальной медицины Екатерина Умнякова рассказала об антимикробных пептидах — веществах, которые есть в нашем организме и способны бороться даже с опухолевыми клетками.

Заведующий лабораторией Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН (Москва), проф. Сергей Киселев рассказал о том, как специализированную клетку, у которой есть своя, определенная работа в организме, можно превратить в универсальную, и с ее помощью исцелить ряд серьезных заболеваний, а также о посланиях, зашифрованных в наших генах и помогающих ученым создавать препараты для генной терапии. Чтобы, например, запустить процесс восстановления кровеносных сосудов — хотя ген, отвечающий за это, перестал быть активным, как только человек стал взрослым. Скрытые механизмы, по которым живет наш организм, — самые настоящие лекарства, которые внутри нас

ПОЛЖИЗНИ И ПОЛСТОЛЕТИЯ

цито2

Проблема молодых кадров — не только в их мотивации и востребованности. Спрос на фармацевтических специалистов был, есть и будет. В ближайшие полвека или даже целое столетие, считает ректор Санкт-Петербургской химико–фармацевтической академии Игорь Наркевич. Фармацевтика стремительно развивается. В профессиях, связанных с лекарствами, найдет себя и тот, кто не может ни дня без исследований, и тот, кто хочет углубиться в цифры и графики, и тот, кто всегда любил помогать с людям и говорить с ними…

Но, приходя в профильный вуз, студенты часто не знают, чем будут заниматься. И овладевают специальностью, которая не по душе. "Кто–то поступает туда, куда сказали родители. А это ошибка длиной в полжизни, — замечает генеральный директор медико–биологического научно-производственного комплекса "Цитомед" Александр Хромов. — Человек выучился тому, что ему не нравится. Начинает искать другой профиль, осваивать другие навыки… Поиск себя может продолжаться очень и очень долго".

КАПЛЯ В МОРЕ, НО…

Еще одна проблема — сокращение мест в вузах. Шансов получить высшее образование все меньше даже у тех, кто в состоянии учиться по контракту. Что говорить о студентах–бюджетниках. "Лимит" на их количество не растет… По этой причине компания "Цитомед" и СПХФА и организовали конкурс, главным призом которого стала учеба в академии. Десятиклассники, занявшие сегодня первое, второе и третье место, через год смогут начать учиться по специальностям "Фармация", "Химическая технология" и "Биотехнология".

Но один из главных организационных вопросов все-таки решит… ЕГЭ. Если весной 2017 г. победители "Российской школы фармацевтов" наберут достаточно баллов на единых госэкзаменах, они станут именными стипендиатами компании "Цитомед". Неутешительные результаты ЕГЭ превратят призовые бюджетные места в контрактные, но за обучение в СПХФА студенты, выигравшие конкурс, не заплатят ни одного рубля. Все расходы по учебным контрактам все так же возьмет на себя научно–производственный комплекс "Цитомед". Пока единственное фармацевтическое предприятие, поддержавшее уникальную фармацевтическую олимпиаду.

Где работать после диплома, решат уже сами молодые фармспециалисты: никаких обязательств трудиться на строго определенном предприятии в документах о конкурсе нет.

"Конечно, три человека — это капля в море, и мы это понимаем, — отмечает Александр Хромов. — Но это первый год для нашего профориентационного проекта. Через пять лет стипендиатов только от "Цитомеда", если все мы с вами будем живы и здоровы, будет уже пятнадцать. И я все же надеюсь, что эту инициативу подхватят наши коллеги — и петербургские, и из других регионов".

А пока фармацевтическое предприятие, ставшее организатором школьного конкурса, открывает современные площадки, где и школьники, и студенты могут знакомиться с будущей профессией. На одной из них — завода "Вертекс" — финалисты "Российской школы фармацевтов" уже побывали. На осень 2016 г. намечено открытие завода, который будет производить фармацевтические субстанции. Совсем скоро будущие фармспециалисты смогут увидеть, с чего начинается таблетка…

"На бирже труда выпускники нашей академии никогда не стояли. И все–таки очень приятно, что к сложному делу профориентации подключились работодатели, — подчеркивает проректор по учебной работе СПХФА Евгения Кириллова. — Когда Александр Хромов пришел к нам в академию и сам предложил читать студентам лекции, было действительно радостно".

Функцию государства и решение вопроса государственной важности берут на себя неравнодушные предприниматели. Как бы высокопарно это не звучало, но кадры — наше будущее. Которое зависит от того, помогли ли школьнику сохранить интерес, энтузиазм, любовь к жизни и любовь к профессии.

БУДЕМ ГОТОВИТЬСЯ!

К счастью, уникальный конкурс поддержало и Минобрнауки России. Теперь учителя и ученики ждут нового учебного года и второго фармацевтического конкурса. Новой возможности познакомиться с профессией и интереснейшими людьми. И, конечно же, попробовать свои силы.

"Наши участники, к сожалению, не стали призерами 2–го этапа. В 2013–2014 гг. в гимназии не был сформирован химико–биологический профиль, думаю, что это и есть причина. Мы, учителя и участники, тем не менее, получили настоящее удовлетворение от конкурса, от его составляющих, таких современных, составленных с помощью информационных технологий. Это была возможность не только проверить свои знания, но и понять уровень современных требований. Если организаторы не против, мы будем участвовать в этом конкурсе и в следующем учебном году, — пишет заместитель директора по учебно–воспитательной работе гимназии г. Сызрани Маргарита Дьяченко. — Хотим попросить рассмотреть возможность прислать нам некоторые методические и тренировочные материалы. Будем готовиться. Возможно, у нас будет и химико–биологический профиль. Мы бы хотели поучаствовать и в подобном конкурсе по биологии".

"Из заданий I этапа наибольший интерес у учеников вызвала профориентационная викторина "Кто хочет стать фармацевтом?". Материал, представленный в презентации, носит метапредметный характер, очень нагляден, занимателен, направлен на развитие познавательной активности. Поэтому заинтересовал не только ребят, но и педагогов школы", — признается учитель средней школы №8 г. Мурома Татьяна Крупнова.

"Огромное спасибо организаторам этого интересного конкурса! Хотелось бы отметить очень удачно и профессионально составленную викторину, — с благодарностью замечает учитель химии, координатор школы №11 г. Майкопа Фатимет Тхайцухова. — Задания олимпиады выше школьного уровня, но ведь речь идет о детях, желающих связать свою жизнь с медициной, поэтому сложность оправдана. Организаторы продумали весь сопроводительный материал: информационно-методическое обращение к участникам викторины, большое количество вариантов тестов. Мы приняли участие в конкурсе и не пожалели".

На заводе "Вертекс" старшеклассникам показывали, как очищается вода для будущих лекарств. Специальные аппараты не дают ей ни на мгновение оставаться без движения. Когда жидкость перестает двигаться, она теряет ценнейшие химические свойства: на обычной водопроводной воде можно делать только препараты сроком годности в две недели. Безопасны ли такие таблетки — вопрос риторический.

Человек очень похож на H2О. Когда он перестает развиваться, он подобен застоявшейся воде: Страдают и человеческие качества, и карьерные достижения. К сожалению, со многими из нас это происходит в начале взрослой жизни. Мы теряем то, что называют энтузиазмом…

Быть может, сотрудничество фармобразования и фармпромышленности поможет сохранить интерес ребятам, которые еще знают ответ на вопрос "Кем быть?".

Цито1

Редакция МА поздравляет победителей и организаторов "Российской школы фармацевтов". До встречи в новом учебном году 2016–2017!

Алтайская Екатерина
30.05.2016
Фармрынок // Кадры
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
IT  в фармацевтике
Платиновая унция
RU PHARMA 2024 ban  
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться