Статьи подрубрики кадры:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   

М. СТЕПАНОВ: В ЧЕМ СЕЙЧАС СМЫСЛ ОБУЧАТЬСЯ НА ПРОВИЗОРА?

А сегодня производственные аптеки дарят надежду и здоровье там, где возможности фарминдустрии ограничены. Маленький ребенок или пациент с хроническими болезнями зачастую нуждаются в персональной дозировке лекарства и других возможностях аптечного изготовления. Но…

В ближайшие годы целая отрасль — лечение экстемпоральными препаратами рискует уйти в историю. Ведь число уникальных специалистов — провизоров-технологов и провизоров-аналитиков — стремительно близится к нулю.

Почему? И как сохранить те профессии, без которых лекарство аптечного изготовления просто не будет существовать?

На вопросы МА отвечает руководитель производственной аптеки, функционирующей в одном из регионов страны, провизор Михаил Степанов.

Успеть спасти аптечное изготовление

Когда я слышу выражения "дефицит кадров", "кадровый вопрос", "мотивация сотрудника" и т. д., в душе — горькая ирония: если трудную ситуацию, существующую десятилетиями и имеющую четкую тенденцию к ухудшению, описывать таким вот образом, мы так и будем "топтаться на месте". А точнее — деградировать и скатываться в пропасть. Тем временем на дворе уже 2023-й год.

Подлинную ситуацию в производственных аптеках верно опишут совсем другие слова. Караул! Помогите! Услышьте нас! Завтра изготавливать аптечные препараты будет уже некому.

Почему?

Сегодня среднее фармацевтическое образование навязало конкуренцию высшему. Обучение в колледже по специальности "Фармация" длится всего год и десять месяцев. Университетский или институтский курс составляет пять лет. Сотрудник со средним образованием может сразу же работать и "за первым столом", и в изготовлении лекарственных препаратов. А через пять лет у него уже есть право на заведование аптекой.

Что же выпускник ВПО? Ему прямая дорога только «за первый стол», но мы же говорим о производственных аптеках. Поэтому остается три варианта:

  • Хочешь быть провизором-технологом и изготавливать лекарства? Иди в ординатуру и учись два года за свои деньги (от 120 до 200 тыс. рублей).
  • Мечтаешь быть провизором-аналитиком? Иди и учись те же два года, опять же на собственные средства. Стоимость обучения в ординатуре та же.
  • Стремишься быть заведующим производственной аптекой? (Думаю, ответ вам уже понятен). Два года ординатуры, от ста двадцати до двухсот тысяч. А еще после получения документа о квалификации — два года отработки по специальности для подтверждения стажа.

Зарплатная математика

В нашем регионе средняя "стартовая" зарплата фармацевта и провизора составляет около 35 тысяч рублей в месяц. Такой заработок вчерашний выпускник школы — а сегодня аптечный работник со средним образованием – начинает получать, когда студенту–провизору остается учиться еще три года. За эти три года фармацевт заработает 35 000 рублей*12 месяцев*3 года обучения = 1 260 000 рублей.

Но это еще не все, мы помним: чтобы изготавливать лекарства или быть провизором-аналитиком либо заведующим аптекой, нужна ординатура. За те два года, пока выпускник–провизор проходит обучение в ней, практикующий фармацевт получит заработок в размере еще 960 тысяч рублей.

Общий итог за эти семь лет будет впечатляющим. Специалист со средним образованием заработал два миллиона двести двадцать тысяч рублей и приобрел пятилетний опыт работы про профессии. Теперь он вправе заведовать аптекой. А выпускник–провизор только–только закончил ординатуру и вынужден конкурировать за место с уже опытными фармацевтами.

Как вы считаете, какой выпускник-провизор пойдет в ординатуру? Хотя правильнее уже задавать вопрос, какой выпускник школы — будущий абитуриент — пойдет учиться на провизора?В чем смысл в нынешних экономических реалиях обучаться на провизора, а не на фармацевта? Есть ли перспективы у такого выбора для будущего специалиста?

Депрофессионализация фармации

Престиж обучения профессии провизора упал "ниже плинтуса". Точнее сказать, его уронили. А еще не прозвучало твердое слово маркетплейсов. Неаптечный ритейл не может не быть заинтересован в том, чтобы "продвинуть" замену традиционного фармацевтического образования на полугодовые или девятимесячные курсы подготовки по такой специальности, как, например, "фармацевт–консультант без права занимать руководящие должности" или "дистанционный фармацевт" и т.д. О какой профессиональной квалификации и качественной фармацевтической помощи можно будет говорить в таком случае?

Провизоры-технологи

Уже сейчас в регионах отмечен спад набора на специальность "провизор". Зачастую группа одна, и она едва набирается. Когда я обучался фармации, университетские выпуски провизоров составляли от трехсот до четырехсот человек. Сегодня — около восьмидесяти молодых специалистов… В такой ситуации велика вероятность, что на обучение по программе ВПО наберут даже неподходящих абитуриентов. И дай Бог, чтобы хотя бы половина этих студентов в будущем начала работать по специальности.

Зато у колледжей — очередь из абитуриентов на улице.

Сохранить региональные университеты

Производственные аптеки остро нуждаются в провизорах–аналитиках и провизорах–технологах. Данных специалистов выпускает только высшая школа. Но, как мы видим, их количество стремится к нулю, из–за искусственно созданной конкуренции внутри профессионального образования.

Кому это выгодно?

Налицо и еще одна тревожная тенденция: в региональных вузах сокращается прием будущих студентов. Региональные университеты проигрывают в столь же искусственной конкуренции с вузами центральными или федеральными. Ведь высококвалифицированные кадры необходимы каждому региону. Да, выпуск специалистов еще продолжается, но их становится меньше.

Подготовка молодых провизоров

Следовательно, высок риск сокращения преподавателей региональных университетов по специальности "фармация". Нет преподавателей — нет аккредитации факультета. Нет аккредитации факультета — нет специальности. Нет специальности — как результат, дефицит специалистов.

Круг замкнулся. Как при таких данных набирать полноценный штат производственной аптеки?

Недавний пример: производственная аптека вложилась в инфраструктуру. Капитальный ремонт здания и площади на соответствие санитарным нормам и правилам. Качественная материальная база (что, поверьте, очень и очень дорого). Обучение персонала. Но завтра провизор–аналитик увольняется: в коммерческой аптеке предложили больше зарплату, а человеку нужно кормить семью. Уже завтра производственная аптека "встанет" — некому проверять и титровать растворы. И кто в таких условиях будет рисковать?

Только не говорите, что настоящий аналитик — это призвание, и он должен работать за идею. У каждого человека есть жизненные потребности — и есть здоровье, которое в режиме жесткой экономии долго не выдержит. К сожалению, в условиях, когда при существующих издержках производственной аптеки у нее нет ни субсидий, ни льгот, отсутствует и возможность необходимого своевременного повышения зарплаты сотрудникам РПО.

Найти еще одного аналитика? Провизор–аналитик — это штучный специалист. Особенно сегодня.

Необходим диалог экспертов

Таким образом, критическая острота кадрового вопроса производственных аптек обусловлена несколькими причинами:

  • потерей престижа высшего фармацевтического образования по специальности "провизор" в регионах;
  • одинаковым уровнем зарплат фармспециалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием при серьезных различиях в их ответственности;
  • отсутствием льгот и субсидий для производственной аптеки, а ведь ее издержки существенно превышают таковые у аптеки готовых форм;
  • противоречивость ряда особенностей допуска к профессии по фармацевтическим специальностям, требующим высшего образования.

Включая, в том числе, НМиФО и процедуру периодической аккредитации специалиста. Сегодня организацию данной системы обучения крайне сложно назвать успешной: нужно честно признать, что она малоэффективна и требует скорейшей "перезагрузки". Процесс повышения профессиональной квалификации оказался направленным на набор баллов, то есть формально ориентированным. И это отсекает значительную часть высококлассных специалистов, в особенности провизоров в производственных аптеках, имеющих стаж работы от двадцати лет. Насколько комфортно им участвовать в процессе НМиФО в его сегодняшнем формате?

Какие решения по кадрам необходимы сейчас?

На мой взгляд, сегодня нужно организовать очную конференцию для производственных аптек нашей страны и пригласить к участию в ней одного-двух специалистов производственной аптеки из каждого региона, а также представителей регуляторных и контролирующих органов в области фармации. Каждому участнику необходимо дать возможность высказать заранее подготовленные конструктивные предложения. Люди, работающие в производственных аптеках, обладают прикладными знаниями и опытом. Важно просто их услышать. И тогда решения будут верными и применимыми. Сейчас остро не хватает именно такой обратной связи, что зачастую приводит к ошибочным подходам.

Как вернуть специалистов: варианты решений

Поделюсь несколькими своими предложениями.

Во-первых, ординатуру для провизоров–технологов, провизоров–аналитиков и специалистов в области УЭФ следует заменить профессиональной переподготовкой сроком не более чем на три месяца. Вспомним, что и в советскую эпоху ординатура провизорам-аналитикам не требовалась, а их уровень, тем не менее, был высочайшим.

Во-вторых, может быть полезен институт субсидируемых контрактов на обучение либо переподготовку для провизоров-технологов и провизоров–аналитиков, где обучающийся берет на себя обязательства бесплатно обучиться и отработать определенное количество часов или дней (что важно не смешивать с целевыми договорами). В рамках соглашения крайне необходимо предусмотреть также субсидируемую надбавку к зарплате — не менее 50% от оклада или дохода. Тогда условия работы в РПО станут уже конкурентоспособными в сравнении с аптеками готовых форм и помогут развитию производственных аптек.Данное решение станет "драйвером роста" как в зарплатных ожиданиях, так и в стимулировании возврата в отрасль специалистов, в свое время ушедших из экстемпорального изготовления.

В-третьих, нужно разработать и ввести дополнительное направление переподготовки "Косметология" для провизоров–технологов и провизоров–аналитиков. В рамках данной программы важно обучать специалистов изготавливать широкий спектр профессиональных индивидуальных косметических средств (на основе современных косметических рецептур): профессиональные косметические крема и мази, сыворотки, шампуни, скрабы и т.д., а также лечебную косметику первого выбора при различных дерматологических проблемах.

Персональная косметика и сегодня, и завтра будет популярна и возможность работать с ней привлечет в фармацию молодых специалистов с современным и даже инновационным взглядом на деятельность производственных аптек. Молодежь, активно пользуясь интернетом и соцсетями, будет рассказывать не только о досуге, но и о том привлекательном, чем она занимается в избранной профессии, включая уникальные косметические средства аптечного изготовления, тем самым рекламируя как продукцию РПО, так и собственно производственную аптеку. И тогда фармацевтическое направление в университетах вновь заинтересует широкую аудиторию абитуриентов.

В-четвертых, необходимо разграничить профессиональные права фармацевтов и провизоров: запретить фармацевтам право заведования аптеками до получения ими высшего образования, за исключением сельской местности и труднодоступных районов.

В-пятых, следует реформировать курс обучения на провизора:

  • сделать акцент на прикладные дисциплины с заделом на будущее;
  • сократить часы непрофильных предметов;
  • освободившиеся часы направить на прикладные курсы, тем самым сократив срок обучения с пяти до четырех лет.
Алтайская Екатерина
01.03.2023
Фармрынок // Кадры
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться