Статьи подрубрики страхование:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   

ЛЕКАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПЕРВЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

На фармацевтической конференции Pharma Russia, организованной деловой газетой «Ведомости», об опыте региона рассказал и.о. заместителя председателя правительства Кировской обл. Дмитрий Матвеев.

"Хотелось бы, чтобы начатое нами благое дело распространилось на всей территории РФ. Наш проект по лекарственному страхованию/обеспечению (действительно, этот термин двоякий), мы начали с одной цифры. Специалисты убеждены, сейчас и Минздрав России приходит к этому, что у нас единственный, не использованный еще резерв для снижения смертности населения, — это обеспечение на амбулаторном этапе лечения всех хронических неинфекционных заболеваний. У нас огромная проблема по недостаточному потреблению лекарственных препаратов на амбулаторном этапе не–льготниками. Еще и агрессивная реклама БАД и препаратов парамедицины приводит к самолечению населения. Это все затрудняет диагностику на ранних стадиях, а самое главное, негативно влияет на прогнозы выживаемости. Лекарственное страхование — не наше изобретение. Проработка модели идет на федеральном уровне с 2008 г. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предложил первые модели. Мы понимаем, что все упирается в финансы. Когда начиналась программа льготного лекарственного обеспечения, расчеты были одни, фактические затраты — другие. Мы пошли по пути включения в проект заболеваний определенных нозологий, которые причиняют наибольший ущерб здоровью наших пациентов. Начали с сердечно–сосудистых заболеваний, на которые в России в целом тратится ежегодно более триллиона руб. Для Кировской обл. эти заболевания тоже представляют серьезную проблему. Если посмотреть на систему оказания медицинской помощи, то у нас государственными гарантиями более–менее охвачены первичная профилактика, диспансеризация, центры здоровья, лечение осложнений. А вот самый важный этап — вторичная профилактика — госгарантиями не охвачена.

Мы попытались понять и объяснить, почему наши люди не привержены ежедневному приему лекарственных препаратов, входящих в стандарты лечения. Факторы, прежде всего, экономические. Первый — у населения банально не всегда хватает денег на покупку лекарств, а зачастую доктора советуют самое дорогое, что продают в аптеках. Второй — агрессивная реклама БАД и народной медицины. И третий — многие доктора по-прежнему лечат по старинке. Весь наш проект был направлен на то, чтобы исправить все эти три причины.

ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ

Мы провели все необходимые расчеты: для лечения осложнений болезней системы кровообращения в Кировской обл. тратится более 1 млрд руб. в год. Исходя их тех стандартов медицинской помощи, которые у нас есть по артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, мы рассчитали стоимость годового лечения и поняли, что этот проект обойдется нам в 380 млн руб. в год на всю область.

До сих пор на всех уровнях идет спор, какой механизм лекарственного страхования будет использоваться. Мы прорабатывали оба механизма: первый, на котором настаивают сегодня все фармкомпании, — это механизм установления фиксированных референтных цен  и возмещение в пределах этих сумм, второй — собственный наработанный, когда мы закупаем препараты и обеспечиваем ими население через аптеки. Несмотря на все сложности, мы остановились на втором механизме льготного лекарственного обеспечения. Для регионального бюджета этот вариант как минимум на 30% дешевле, потому что в возмещение цены не включается розничная надбавка. К тому же мы посчитали нецелесообразным ставить пациента перед выбором в условиях, когда препарат с одним МНН имеет более 200 торговых наименований, отличающихся по цене в сотни раз. Чтобы обеспечить приверженность лечению, мы выбрали соплатеж населения в 10%. Фактически пациенты оплачивают только услуги логистики по доставке препаратов.

При дефицитном бюджете мы решили попробовать реализовать проект лекарственного страхования в двух муниципальных образованиях Кировской обл. с населением в 65 тыс. человек. Для этого была просчитана расчетная стоимость программы, которая составила 20 млн руб. Поставили цели и начали работу. Вся наша работа по этому проекту заключалась не только в покупке медикаментов. Мы понимали, что "эти медикаменты", как некий топор для каши. Помимо покупки препаратов, мы утвердили клинические минимумы, которые описывают лечение того или иного заболевания.

Врач у нас работает по определенному алгоритму, а не так, как ему хочется, мы актуализировали регистры, создали образовательные программы для пациентов, провели обучение и даже раздали бесплатные сим-карты врачам и пациентам для связи друг с другом.

ИТОГИ

За первый год реализации программы, в которую включили 7 тыс. 269 человек, приверженность пациентов лечению достигла 87% (а ожидалось 80%). За счет колоссальных скидок на аукционах при закупке лекарственных препаратов Кировской обл. как пилотному региону удалось вместо 20 заявленных потратить 6 млн руб.

Некоторые результаты были ожидаемы, например, эффективнее стали контролировать симптомы заболевания, за счет чего снизилось количество вызовов скорой помощи и госпитализаций. Но получили и неожиданный эффект — серьезное снижение смертности населения! Впервые в истории Кировской обл. в этих двух муниципальных образованиях, где проводился эксперимент по лекарственному страхованию, показатели смертности стали ниже средних по области (на 10%).

Мы посчитали экономический эффект, который был достигнут за счет того, что система ОМС стала оплачивать меньшее количество госпитализаций и вызовов скорой помощи. При затратах в 6 млн руб. прямой экономический эффект составил практически 15 млн руб. Эта программа оказалась самоокупаемой.

В 2014 г. мы начали просчитывать включение в проект лекарственного страхования и других муниципальных образований. Для реализации проекта на территории всей Кировской обл. при включении болезней системы кровообращения необходимо всего 2% от стоимости территориальной программы ОМС. Это вполне реально. Мы планируем задействовать 11 муниципалитетов и 23 тыс. пациентов.

Ключевым моментом в спорах и обсуждениях, чтó это — модель лекарственного обеспечения или страхования (в случае Кировской обл. —  именно обеспечения), остается нежелание страховых компаний участвовать в проекте. Возможно, наш опыт поможет страховым компаниям посмотреть нашу базу пациентов и провести расчеты, чтобы проект превратился в реально страховой.

Если, например, взять хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ), которая не входит в региональную льготу, то затраты на лечение одного пациента составляют 18 тыс. руб. в год. При этом расчетная стоимость по стандарту всего 11 тыс. руб. Лечить на раннем этапе легче и дешевле, чем потом. Аналогичная ситуация и по язвенной болезни желудка. Это перспективы и наработки, которые можно внедрять в РФ".

На вопрос модератора, директора «Центра социальной экономики» Давида Мелик-Гусейнова о подходах к оценке того, какие препараты (лекарственные молекулы либо торговые наименования) должны быть включены в региональную программу лекарственного обеспечения, Д. Матвеев ответил: "В Кировской области лекарственные препараты закупаются исключительно по МНН. На основании проекта федерального стандарта мы утвердили свой стандарт лечения с МНН. По результатам аукциона по определенным позициям мы получили оригинальные препараты, но в основной массе — дженерики".

Также представитель правительства Кировской области отметил, что "если пациент не хочет лечиться и придерживаться определенных правил, настаивать на этом не будут. 20% пациентов мы никогда не вовлечем в процесс лечения. 10% софинансирования позитивно влияют на приверженность лечению".

Гончарова Анна
21.11.2014
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться