Статьи подрубрики страхование:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   

ЛЕКАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Царева Ольга Владимировна
Начальник Управления модернизации системы ОМС Федерального фонда медицинского страхования, к.м.н.

В развитых странах практика лекарственного страхования широко распространена. Общими элементами такого рода систем являются государственное регулирование цен на лекарственные препараты, определение круга застрахованных лиц (с выделением или без выделения отдельных категорий) и перечня предоставляемых им лекарственных препаратов, способов компенсации затрат на лекарства и методов управления назначением лекарств. Какая из существующих моделей лекарственного страхования наиболее подходит к нашим социально-экономическим условиям сейчас обсуждается экспертными сообществами на всех уровнях.

Конечно, главная задача государства при проведении реформы – не ухудшить положение наиболее социально уязвимых категорий населения. Поэтому при выборе подходов к реализации в Российской Федерации лекарственного страхования следует опираться на действующую систему лекарственного обеспечения, поэтапно подключая к ней элементы страхования.

Ключевым является вопрос совершенствования государственного регулирования цен на лекарственные препараты. Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что наиболее предпочтительным способом контроля уровня расходов при внедрении лекарственного страхования является переход к системе референтных цен, т.е. определение максимальной суммы, которую государство будет оплачивать аптекам в качестве возмещения за отпуск лекарственных препаратов застрахованным лицам. Установление референтных цен позволит сдерживать рост расходов в системе и нивелировать недостатки применения действующего законодательства о госзакупках, когда решающим фактором для заключения контракта является наиболее низкая цена. При этом пациент вместо привычного препарата получает его более дешевый аналог ненадлежащего качества.

В рамках зарубежного опыта существуют различные подходы к определению категорий, подпадающих под действие программ лекарственного страхования, к формированию перечня предоставляемых лекарственных препаратов, а также к установлению способов компенсации затрат на лекарства для различных групп населения. Лекарственное страхование может охватывать как все население в рамках обязательного социального страхования, так и отдельные группы: по возрасту, социальному статусу, видам заболеваний, величине доходов, сумме расходов на лекарства и др. В условиях установления государством референтных цен пациент оплачивает только разницу, возникающую в случае, если цена назначенного лекарственного препарата превышает референтную цену, установленную для такой группы лекарств. В системе лекарственного страхования, как и сейчас, могут существовать определенные категории больных, которые в соответствии с установленными льготами получают полное или дополнительное возмещение стоимости лекарственных препаратов со стороны государства.

Чтобы сдерживание расходов на здравоохранение было эффективным, необходимо регулирование не только цен, но и объемов потребления лекарств. При внедрении лекарственного страхования следует учитывать способы управления выпиской лекарственных препаратов пациентам, стимулирующие врача к рациональному выбору медикамента с точки зрения соотношения затрат и эффективности не в ущерб здоровью пациента. Так, например, в условиях ведения персонифицированного учета оказанной медицинской помощи одним из способов контроля за надлежащим и экономически обоснованным назначением лекарственных препаратов может стать контроль соответствия назначаемых медикаментов утвержденным стандартам медицинской помощи и Перечню ЖНВЛП. К медицинским организациям и врачам, безосновательно не соблюдающим установленные стандарты, могут применяться финансовые санкции.

При адекватном государственном регулировании цены финансовые или организационные риски участия аптечных учреждений в системе лекарственного страхования сводятся к минимуму, мотивация аптек будет обеспечиваться потребительским спросом, в т.ч. на сопутствующие товары и услуги. Осуществляемое в настоящее время государственное регулирование цен на лекарства, входящие в Перечень ЖНВЛП, не ограничивает участие аптек в лекарственном обеспечении населения.

Полностью оценить возможные риски и финансовые затраты, связанные с внедрением лекарственного страхования, позволит реализация пилотных проектов в отдельных субъектах Российской Федерации в 2014–2015 гг. В этот период могут быть выявлены региональные особенности организации лекарственного страхования до внедрения его на всей территории Российской Федерации.

Царева О. В.
01.06.2012
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться