Статьи подрубрики государственное регулирование:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ГЛАВНОЕ — ДОСТУПНОСТЬ

Сегодня, несмотря на геополитическую ситуацию и связанные с ней проблемы с логистикой и поставками, удается поддерживать доступность лекарств на должном уровне, во многом благодаря продуманной системе закупок и финансирования, а также быстрой реакцией отрасли на вызовы времени.

Максимкина Елена 

Директор ФКУ "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан" Минздрава РФ Елена Максимкина считает, что основными драйверами роста рынка остаются деятельность благотворительного фонда "Круг добра", пандемия COVID-19, онлайн-каналы продаж лекарств, ценообразование и особые условия регистрации и допуска препаратов на рынок, разработанные в последние годы. Кроме того, с 2015-го существенно увеличилось госфинансирование программ централизованного лекарственного обеспечения и охвата терапии граждан с расширенным списком финансируемых заболеваний. Так, выделяются средства на терапию ВИЧ-инфекции, медицинские изделия для неонатального скрининга, программу 14 высокозатратных нозологий. В рамках организации бесперебойного обеспечения препаратами, фиксации цены продукции и создания товарных запасов учреждение закупает лекарства за счет средств следующих периодов, в т.ч. заключает долгосрочные госконтракты. В 2021 году были подписаны 15 трехлетних контрактов по 5 МНН (ВИЧ и гепатит В), а в этом году — 34 двухлетних по 15 МНН.

Задача здравоохранения — услышать пациента

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев обратил внимание на основные проблемы лекарственного обеспечения с точки зрения пациентского сообщества.

Жулев Юрий

По его словам, вопрос получения препаратов для пациентов стоит на втором месте после доступности медицинской помощи. Он считает, что система оказания помощи, ориентированная на пациента, должна понимать его потребности, прогнозировать изменения, информировать пациента, тем самым повышая его приверженность лечению, обеспечивать маршрутизацию, оказывать помощь, приближенную к пациенту, т.е. заменять стационар лечением на дому, если это возможно. Кроме того, система обязана давать обратную связь, готовить квалифицированный персонал и повышать его культуру общения.

К числу необходимых элементов лекарственного обеспечения эксперт относит клинические рекомендации, стандарты, КСГ, тарифы ОМС, федеральное и региональное финансирование. Необходимо формирование регистров и внедрение электронного рецепта с возможностью его дистанционной выписки. Также важно обеспечивать льготными лекарствами по факту заболевания, а не только на основании инвалидности.

В нормативно–правовые акты, по мнению представителя пациентского сообщества, следует ввести понятие «инновационный препарат» и создать гибкую систему закупок и ценообразования, например, с лекарственным возмещением и распределением рисков. Должна быть возможность оперативного лекарственного обеспечения, к примеру, при ургентных состояниях и заболеваниях, требуется обеспечение преемственности медицинской помощи от федерального уровня к региональному и от стационарной помощи к амбулаторной, а также применение препаратов, закупаемых для амбулаторной сети, в условиях стационара.

Следует совершенствовать системы КСГ и тарифы ОМС и налаживать "стационар на дому" для пациентов, которым требуется плановая госпитализация, но при правильной организации помощи они смогут лечиться в домашних условиях. Важно проработать вопрос взаимозаменяемости препаратов и назначать курс лечения без смены торговых наименований, а при смене терапии на другое МНН — информированности пациента и получения от него согласия.

Подбор препарата врачом

Еще один шаг — контроль за реализацией прав в сфере льготного лекарственного обеспечения и применение препаратов off-label. Важно четко определить критерии включения лекарств в программы госгарантий, сформировав соответствующий перечень.

Юрий Жулев также выделил основные барьеры на пути инноваций. Во-первых, нет единого понимания, что к ним относится. Также отсутствуют инновационные модели контракты, а система электронных закупок ориентируется на цены, а не на эффективность.

Отметил эксперт и то, что программа 14 ВЗН требует больше ресурсов. Это связано с ростом федеральных регистров пациентов за счет увеличения средней продолжительности жизни, включением новых заболеваний, повышением дозировок препаратов, переходом на дорогостоящую терапию и внедрением новых методов лечения. В связи с вышеперечисленными факторами целесообразно проводить ежегодную индексацию финансирования программы.

По материалам сессии в рамках конференции "Реглек–2022"

Ирина Обухова
23.11.2022
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться