Статьи подрубрики профорганизации:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   

ЛАРИСА ГАРБУЗОВА: "ФАРМСПЕЦИАЛИСТ — ЭТО ДИАГНОЗ"

Ассоциация помогает специалистам проконсультироваться по тому или иному вопросу, предоставляет профессиональную информацию или даже профессиональный совет, как поступить в определенной ситуации. С 2016 г. Ассоциация участвует в первичной аккредитации специалистов, а с этого года будет проводить периодическую аккредитацию.
Членство в ПАФР — дело сугубо добровольное. Никто не может заставить вступить в ассоциацию и никто не может запретить быть ее членом, для этого не нужно согласия работодателя или руководителя организации.
В сентябре 2020 г. новым председателем правления ПАФР стала Лариса Гарбузова, доцент кафедры фармакологии и фармации СЗГМУ им. И.И. Мечникова, к.фарм.н., — наш собеседник сегодня.

Гарбузова Лариса

Лариса Ивановна, на сайте Ассоциации представлена информация об истории организации, составе участников и пр. Не могли бы Вы от себя дополнить ее какими-то деталями?
— Я занимаю пост председателя правления Фармацевтической ассоциации недавно, с сентября 2020 г. Когда я вступала в свои права, прежний председатель — Татьяна Васильевна Зайченко, занимавшая этот пост бессменно с момента основания Ассоциации в 1994 г., познакомила меня с учредителями. Они рассказали, как и зачем организовывалась Фармассоциация Санкт-Петербурга и Северо-Запада (ФАСПБиСЗ), объединяющая юридические лица. Кто помнит 90-е гг., тот знает, что это было за время.

Специалисты аптеки — это люди, которые все должны делать правильно, которые гарантируют качество, стоят на страже здоровья. Это не просто слова. Фармспециалист — это диагноз. Нужно это понимать. И вот на тот момент люди, видя вокруг полный хаос, поняли: надо что-то делать. Решили объединиться и создать Ассоциацию, чтобы не только отстаивать интересы аптек, но и поддерживать друг друга. Это то, что касается Ассоциации, объединяющей юридические лица. А потом, через 10 лет, в 2004 г. была создана Профессиональная Ассоциация фармацевтических работников (ПАФР), которая уже объединила фармацевтических специалистов, независимо от того, в какой организации они работают. Это был дальновидный шаг, потому что сейчас, например, аккредитацией специалистов занимаются именно профессиональные ассоциации. Все было продумано и сделано правильно.

Среди основных задач Ассоциации — защита интересов ее участников. Как часто и в каких именно вопросах интересы провизоров, фармацевтов, аптечных организаций нарушаются?
— Основная проблема у нас — это нормативные документы. Приходится защищать интересы фармации… от нормативных документов. Я, конечно, утрирую, но наша фармацевтическая отрасль очень жестко регулируется со стороны государства. Да, это оправданно, потому что работа связана со здоровьем людей. Но… иногда нормативные документы, которыми мы должны руководствоваться, содержат требования, которые в принципе невыполнимы, а иногда избыточны. Необходимо соблюдать баланс между требованиями и тем, насколько они нужны. Иногда бывают ситуации, когда мы абсолютно четко понимаем, что да, это не нужно делать в данный конкретный момент, как было с маркировкой, начавшейся в условиях пандемии. Мы пытались донести до регулятора эту мысль, но нас не услышали. В пандемию нам пришлось много общаться с региональными властями, в т.ч. относительно документов, которые нельзя было понять, задавали уточняющие вопросы.

В деятельности Ассоциации бывают и ситуации, когда надо, например, подготовить юридическое сопровождение, чтобы помочь конкретному специалисту или организации.

Получается, те, кто разрабатывает нормативные документы для фармацевтической отрасли, профильного образования не имеют? Есть ли возможность у Ассоциации наблюдать за созданием того или иного документа или закона?
— Хотелось бы очень, чтобы мы участвовали в разработке правовых документов, но пока нашу фармассоциацию к этому процессу не привлекают. Мы подключаемся к обсуждению уже на стадии проектов на портале regulation.gov.ru — участвуем, пишем комментарии. Не знаю, кто в Минздраве занимается разработкой проектов документов, кто именно по образованию, но иногда видишь такие формулировки и требования, которые, к сожалению, не выдерживают никакой критики. Из недавних наших обращений в Минздрав России можно выделить предложения по внесению изменений в приказ №403н.

Там не все ситуации разобраны, мы в ведомство уже написали свои предложения, что необходимо включить в документ с нашей точки зрения, и будем еще писать. Минздрав отвечает вежливо, что при дальнейшей разработке наши предложения учтет. На бумаге все вроде бы делается, но пока мы не увидим нового проекта правил отпуска, не могу сказать, учли наши разработки или нет. Кроме того, мы активно обсуждали новый проект Положения об аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов — наши комментарии заняли три листа, надеюсь, Минздрав их учтет. Ну и, конечно, злободневная на сегодня ситуация с Феназепамом, мы также отправили письмо в Минздрав с предложениями.

В прошлом году среди потрясений, помимо коронавируса, представители фармрынка отмечают введение маркировки лекарственных средств. Действительно ли аптеки оказались не готовы к нововведению или на появлении дефектуры сказались недочеты самой системы МДЛП?
— А есть ли результаты исследований (и кто их проводил), статистические данные, что аптеки были не готовы к 1 июлю 2020 г.? Я не могу сказать, что аптеки Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. не были готовы к маркировке. Да, были те, что оказались не готовы, но их мало. Вопрос, к чему были готовы? Если говорить о маркировке, очень большую роль сыграла готовность программного обеспечения, готовность IT–служб. В аптеках, где были хорошие IT–специалисты, там все изначально обошлись малой кровью. Где были проблемы с программным обеспечением, оказались менее подготовленными. Дело ведь не только в покупке оборудования. Мы — фармспециалисты, как нам заранее понять, что IT–служба готова? Аптеки зарегистрировались в системе МДЛП, сканеры, регистраторы выбытия закупили, все в экспериментальном режиме работало, а потом оказалось, что-то не работает, там не так и пр. Готовы аптеки были, но многое, повторюсь, зависит от IT–служб. Это одна сторона вопроса. Но и система МДЛП также не была готова.

Маркировка

Надо называть вещи своими именами. Несмотря на то, что "Честный знак" рапортует, что у них все изначально было хорошо, к счастью, сейчас начали признавать, что система виснет, что не все хорошо. И начали это признавать чуть ли не через полгода очень плохой работы этой системы. Проблемы с МДЛП, которые остаются до сих пор, не только и не столько вина аптек. С дефектурой лекарственных препаратов мы столкнулись в нашем регионе так же, как и по всей стране. И дефектура была связана не с работой аптек. Проблемы были на уровне производителей и логистики. Большую роль сыграла плохая работа системы МДЛП.

Аптеки виноваты в дефектуре только косвенно, потому что была бесконтрольная продажа лекарств весной 2020 г. из-за повышенного спроса со стороны населения. Но аптека — структура коммерческая, ей надо зарабатывать.

Вы ведете в т.ч. и образовательные программы (вебинары), посвященные законодательным изменениям. Какие из этих изменений, на Ваш взгляд, будут определяющими для деятельности розничного фармацевтического рынка в этом году?
— Могу говорить о конкретных проектах, которые уже есть (приказ о назначении вместо приказ №4н о рецептурных бланках; новый перечень препаратов, подлежащих ПКУ; новые правила по иммунобиологическим препаратам). Значительных изменений в работу аптек эти документы не внесут. Но у нас так все непредсказуемо. Я жду каких–то внятных критериев оценки при аккредитации. Нового положения по процедуре аккредитации специалистов еще нет. Пора бы иметь эти критерии оценки. Не знаю, правда, увидим мы их к 1 июня 2021 г. или нет.

Мораторий (из–за пандемии) на первичную, специализированную и периодическую аккредитацию продлится до 1 июня этого года. А это уже скоро. Мы с этой даты должны проводить периодическую аккредитацию специалистов, у которых заканчивается срок действия сертификата. Периодическая аккредитация еще не проводилась, она начинается с текущего года. Перенести автоматически критерии оценки с сертификации невозможно, потому что процедура аккредитация очень сильно отличается.

Как повлияла отмена ЕНВД на деятельность аптечных организаций?
— Некоторые члены нашей ассоциации находятся на грани закрытия. По двум причинам — отмена ЕНВД и введение маркировки, потому что МДЛП очень затратная система для аптек (не только оборудование в себя включает, но и, прежде всего, хорошее программное обеспечение, расходы на IT–службу). Особенно для единичных аптек или сети из 2–3 аптек это большие затраты. Никто их наших членов на данный момент не закрылся, но некоторым очень трудно. Мы в такой же ситуации, как и вся страна. Не надеюсь, что ЕНВД вернут, может, по упрощенной системе налогообложения (УСН) снизят налог, как некоторые регионы снизили до 1%, но в Санкт–Петербурге этого не произошло.

Как обстоят дела с кадрами для аптек?
— Хорошие кадры — это вечная проблема. Но с учетом того, что в Санкт–Петербурге есть и моя alma mater Санкт–Петербургский государственный химико–фармацевтическийуниверситет, и Фармацевтический техникум, все в порядке с подготовкой кадров. Плюс еще в том, что город большой, он привлекателен для жизни и работы. Нельзя сказать, что в Санкт–Петербурге есть дефицит кадров. Он есть в Ленобласти, но нельзя сказать, что тотальный.

Провизор

2020 год стал сложным для всей страны. Каким он был для Ассоциации и для Вас лично?
— Это был рабочий год. Мы все оборудовали рабочие места у себя дома. И тепер, рабочее место и дома, и на работе. Это плохо отражается на личном времени, потому что всегда ты на рабочем месте. Но куда деваться. В работе Ассоциации, конечно, были сбои. Наш офис в карантин попал в категорию организаций, которые не имели права работать. Мы поняли, что это надолго и вышли в онлайн. Лично я недолго привыкала к такому режиму работы, потому что и до этого проводила массу вебинаров (с 2016 г. как лектор). Для меня онлайн — это не новшество, психологически никаких проблем также не вызвало. Но, несмотря на навыки в онлайне, хочется видеть людей очно, общаться с ними. Человек — существо социальное. Надеюсь, что к осени вернемся к очному общению, в т.ч. к конференциям, которые проводит ПАФР.

Ассоциация сотрудничает с подобными ей организациями из других российских регионов?
— Считаю, что нужно сотрудничать со всеми, с кем можно, и даже с теми, с кем нельзя. Но у нас регион несколько особенный, закрытый — это правда. Это не наша позиция, повторюсь, мы готовы сотрудничать. Среди ассоциаций у нас в целом не развито сотрудничество, скорее есть личные взаимоотношения. Не будем ждать инициативы от других, будет сами выходить на другие ассоциации. Всегда лучше дружить, чем делать вид, что никого нет рядом. Это тупик. Это неконструктивно.

Шарафанович Анна
15.04.2021
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться