Новости:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   

КУДА СТРЕМИТСЯ РЫНОК БАД? К УСПЕХУ И ПОТРЕБИТЕЛЮ

Импульсом к развитию стала пандемия, когда многие биологические активные вещества (БАВ), и средства на их основе начали считать эффективными против новой коронавирусной инфекции, а потребители стали уделять больше внимания своему здоровью и укреплению организма. Что происходит на рынке БАД сейчас?

Шуляк

Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк отмечает, что объем рынка растет двузначными значениями: если в 2018 г. прирост БАДов составил всего 2%, то в 2019-2020 гг. он уже был 19%, а сейчас держится на уровне 10%. Доля продаж этой группы товаров в аптеках также продолжает расти: в аптечных продажах сейчас она составляет 5,8%, в парафармацевтике — 28,7%.

Средневзвешенная стоимость упаковки выросла до 249 руб. Следует отметить, что в среднем за год житель нашей страны покупает в аптеке не более двух упаковок БАД. Лидеры по среднедушевому потреблению — Центральный, Сибирский и Северо–Западный федеральные округа.

В упаковках, в отличие от ЛС, БАД не падают — прирост, как и в прошлом году, составляет 1%. На это влияет изменение портрета потребителя, перераспределение в интернет-торговлю и нефармацевтическую розницу, а также усиление доли аптечных СТМ в категории БАД.

В настоящий момент на отечественном рынке представлены 1027 производителей БАД. За 9 месяцев текущего года с рынка ушли 86 производителей, а их место занял 91 новый игрок. Лидирующую позицию в рейтинге производителей как в рублях, так и в упаковках занимает "Эвалар", на втором месте — Solgar (в упак. — ФАРМ-ПРО ПК), на третьем — PHARMAMED (в упак. — Квадрат-С).

На рынок пришло больше новых продуктов — 1092, чем покинуло - 955. В целом за 9 лет в аптечном ассортименте находилось 13 500 БАДов.

В рейтинге брендов лидирующую позицию занимает Solgar, затем "Эвалар", "Максилак", "Доппельгерц" и "Бак-сет". В упаковках на первом месте Гематоген, далее Аскорбиновая кислота и Янтарная кислота.

Почти половина объема продаж БАД — продукты, действующие на организм в целом. Другие популярные категории — БАД для пищеварительной, нервной, сердечно–сосудистой и репродуктивной системы. В числе новинок — витамины (С, D3) и мультивитаминные комплексы.

БАД в профилактике

Стоит отметить, что большая часть потребителей по-прежнему предпочитают дешевые БАДы, но доля дорогих продуктов на рынке растет. У этой же категории наблюдается прирост как в рублях, так и в упаковках. Наценка на БАД за 7 лет сократилась на 10% и теперь составляет 32,6%.

Люди активно заказывают БАДы в Сети — они находятся на третьем месте по частоте заказов, уступая только селективной косметике и медизделиям.

Врач-терапевт, организатор здравоохранения, аспирант кафедры терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА России, член Российского научного медицинского общества терапевтов Ованес Давидян добавляет, что в среднем в мире рынок БАД растет на 10% в год. Следует отметить, что в Японии различные добавки, содержащие БАВ, употребляет до 90% населения, в Индии — 75%, в США — 53%. В нашей стране цифры значительно ниже: по данным DSM Group, нутрицевтики употребляют 15% людей, но регулярно это делают около 3%. При этом в феврале емкость рынка БАД составляла 6,6 млрд. руб., а спрос на омега-3 в нынешнем году возрос на 68%. И это только если брать в расчет аптеки и маркетплейсы!

Популярной добавку сделала пандемия, которая, конечно, повлияла и на остальной рынок БАД. Дело в том, что американские ученые выяснили, что у людей с высоким индексом омега-3-кислот в крови (более 5,7%) риск умереть от COVID-19 снижается на 75%. Подобная ситуация и с витамином D, из-за чего спрос на него в 2021г. увеличился на 450%.
Какие проблемы препятствуют активному развитию рынка БАД?

  • Недоверие со стороны потребителя. Люди боятся передозировки и некачественной продукции. Поэтому перед тем как начать принимать БАД, необходимо проконсультироваться с врачом и сдать анализы, по результатам которых вы будете иметь четкое представление о том, каких веществ в организме не хватает. При выборе продукции детально ознакомьтесь с компанией-изготовителем, выясните, есть ли необходимые сертификаты качества.
  • Недоверие представителей доказательной медицины. С одной стороны, они часто считают БАДы пустышками, но временами назначают их. Если говорить о представителях превентивной медицины, то они считают БАДы эффективным средством профилактики заболеваний.
  • Контрафактная продукция. К ней относятся не только товары плохого качества и произведенные с несоответствием требованиям технических регламентов, но и ввезенные в обход таможни и уплаты налогов.
  • Магазины с трансграничной торговлей. БАДы в них зачастую приобретать выгоднее, поскольку отечественным производителям требуется вкладывать значительные средства в разработку, продвижение и продажу своей продукции, что сказывается на ее цене. Совершив покупку в таком месте, потребитель фактически отправляет деньги в другую страну, а это не сказывается на нашей экономике позитивно. Еще одна причина обращения на заграничные маркетплейсы заключается в том, что некоторые нутрицевтики нельзя зарегистрировать в России как БАД, поэтому их приходится заказывать.

По материалам конференции в рамках III Международной выставки–продажи "БАД EXPO–2021"

Ирина Обухова
01.12.2021
Новости
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться