Статьи подрубрики информационные технологии:

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   

"ФАРМА–2030": ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТРОЯТ НОВУЮ ФАРМОТРАСЛЬ

Здравоохранение и продажи переходят в цифру

Рост онлайн–каналов продаж лекарств и других интернет–пространств в фармацевтике продолжается, но его нельзя рассматривать в отрыве от остального рынка.

Нечаева Юлия

Директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева отмечает, что по оценкам экспертов нынешний год для экономики легким не назовешь: показатели ожидаются хуже, чем во время кризиса 2014-2015 гг. Что касается фармрынка, то за восемь месяцев коммерческий сегмент вырос на 22%, парафармацевтика — на 16%, а рынок в целом — на 21%. После мартовского взлета цены на лекарства продолжают снижаться — инфляция на них составляет 5,14%, правда, на препараты перечня ЖНВЛП наблюдается небольшая дефляция — минус 0,65%, в категории ЛП, не входящих в список, приблизительно 9,5%.

Онлайн–продажи продолжают уверенно развиваться последние три года, а за последние восемь месяцев прирост составил 62%. Но при этом онлайн не дает дополнительного роста рынка, поскольку просто перетягивает тех же потребителей из традиционных каналов продаж. Чаще всего покупатели используют режим реального времени как средство поиска лекарств. В e-commerce-сегменте популярны следующие категории товаров: медизделия, селективная косметика, БАД и лечебная косметика. Структура аптечного онлайна преимущественно состоит из аптечных маркетплейсов (66%), далее идут собственные площадки аптечных сетей, сайты-агрегаторы и обычные маркетплейсы.

Быков Александр

Директор по экономике здравоохранения "Р–Фарм" Александр Быков добавляет: объем рынка лекарств в России составляет 2 трлн. рублей, а прирост рынка госзакупок лекарств на данный момент дошел до 30%.

Санкции недружественных стран, взаимная приостановка авиасообщения, нарушение логистических цепочек, нестабильность курса рубля по отношению к доллару и евро, а также увеличение ключевой ставки Центробанком могут ухудшить ситуацию в фармотрасли страны, например, вызвать дефектуру и резкий рост цен на лекарства. Предотвратить ситуацию должны своевременные меры поддержки со стороны государства. Необходимо создать стабильную регуляторную среду, которая обеспечит правовую определенность для фарминдустрии. Также нормативно–правовое регулирование должно организовать условия для развития фармотрасли и преодоления ее сырьевой и технологической зависимости от зарубежных поставщиков. Еще одна задача — содействие в разработке и внедрении новых медицинских технологий и лекарств, обеспечение доступности локально произведенных качественных, эффективных и безопасных препаратов и медизделий. Кроме того, регуляторика должна способствовать совершенствованию вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарств.

Как поддержать импортозамещение

Одна из основных задач для отечественной фармпромышленности сегодня — импортозамещение, чья необходимость остро чувствуется в таком деле как обеспечение производителей субстанциями. Как поддержать данное направление? Во–первых, введением дополнительных стимулирующих мер — льготного кредитования, выделения грантов, субсидирования развития инфраструктуры и гарантией сбыта. Во–вторых, следует разработать способы господдержки для производителей сырья и материалов, например, питательных сред и сорбентов для биотехнологического производства, интермедиатов для субстанций, получаемых методом химического синтеза и т.д. В–третьих, нужна господдержка, направленная на компенсацию дополнительных затрат поставщиков на формирование новых логистических цепочек для ввоза лекарств, АФС и интермедиатов из–за границы.

По мнению А.В. Быкова, при реализации стратегии "Фарма–2030" важно воплотить в жизнь предпосылки для вывода на большие рынки в ближайшие годы оригинальных отечественных фармацевтических разработок. При этом надо помнить, что выбор ниши дженериков как ключевой для фармпрома не приведет к качественному скачку в развитии отрасли. Одним из важнейших инструментов разработки и внедрения инноваций могут стать проекты ГЧП и консорциумы науки и бизнеса по конкретным проектам разработки новых препаратов.

В стратегии "Фарма–2030" много внимание уделено локализации. Она предусматривается при производстве субстанций, полном цикле производства по ряду МНН, включая его контроль. Это обеспечит лекарственную независимость России и поспособствует ее интеграции в мировой рынок, включая взаимопризнание и международное взаимодействие. Реализация стратегии позволит наладить трансфер и создание фармразработок следующего поколения в нашей стране, а также активный экспорт на рынки развивающихся стран супердженериков, вакцин и биосимиляров.

Поддержать отечественных разработчиков

Государство продолжит поддерживать отраслевую науку и R&D и давать зеленый свет кооперации с индустриальными партнерами и внедрению в целевые ниши. Основная цель поддержки — обеспечение массовой разработки новых препаратов с высокой добавленной стоимостью, но умеренными сроками окупаемости и наименьшими рисками, а также выбор отдельных новых перспективных технологических ниш.

Не менее важна вдумчивая государственная политика в области интеллектуальной собственности, формирование позитивного облика российской фармпромышленности и продвижение ее достижений.

А.В. Быков добавляет, что в настоящее время Минпромторгом России разработан новый механизм поддержки фармотрасли, предусматривающий предоставление субсидий российским производителям на разработку и регистрацию отечественных биоаналогов иностранных лекарств, находящихся под патентной защитой, — программа "Патенты на полку". При этом дальнейшая коммерциализация поддержанного субсидией биоаналога будет возможна только после окончания срока действия патента на оригинальный препарат, либо в случае ухода с российского рынка зарубежной компании, под патентной защитой которой он находился.

Кроме того, в рамках осенней сессии Госдума планирует подготовить и внести законопроект, упрощающий регистрацию новых лекарств за счет введения системы треков. Решение по ускоренной процедуре будет определять межведомственная комиссия, оценивающая соотношение риска и пользы.

В нынешних условиях особое внимание должно быть уделено облегчению процедур взаимодействия производителей лекарств с государственными контролирующими органами, заказчиками и пациентами. Ведущую роль в этом должна сыграть цифровизация системы здравоохранения и лекобеспечения. Однако для этого необходимо устранить ряд барьеров, мешающих внедрению электронного документооборота в сфере обращения лекарств.

Автоматизация вместо бумажной работы

Как компании внедряют у себя цифровые технологии и каких результатов достигают?

Богомолов Денис

Вице–президент по финансам, ИТ и развитию бизнеса STADA Денис Богомолов рассказывает, что с апреля 2021-го в компании реализуется более 40 проектов по оптимизации и автоматизации. Это формирование авансовых отчетов, организация мероприятий с лидерами мнений и симпозиумов в MobApp, модернизация системы внутреннего документооборота, автоматизация расчета и начисления резерва по бонусам клиентов, упрощение и роботизация процесса "от закупки до оплаты" и т.д. До внедрения электронного документооборота чеки и отчеты были бумажными, подпись — только от руки, также приходилось делать ежемесячный запрос авансовых отчетов. Все это отнимало много времени и создавало лишь иллюзию контроля. Автоматизация авансовых отчетов позволила экономить от двух до четырех часов по дороге в офис для подписания документов, чеки моментально подтверждаются в налоговой, не стираются и не теряются.

Еще один бонус — автоматическое отражение в SAP и возмещение расходов. Благодаря диджитализации и автоматизации при организации мероприятий все участники процесса работают в единой электронной системе, спикер подписывает документа об участии в электронной почте, документы же формируются автоматически на основе программы мероприятия. Это обеспечивает автоматический контроль бюджета, формирование начислений, автоматическую сверку закрывающих документов и проводку в SAP — и документы не теряются, и срок оплаты значительно сокращается.

Роботизация используется в компании в области закупок, сбыта и отчетности. Виртуальные сотрудники, действующие по заданному сценарию, контролируют бюджет в режиме онлайн, ведут мониторинг условий оплаты и постановку в график оплаты, рассылают обновления прайс–листа, загружают данные о тендерных продажах с официальных электронных площадок и рассылают информацию ответственным сотрудникам.

На связи 24 часа

Современный ритм жизни и технические возможности позволяют сотруднику выполнять свои рабочие функции безотносительно того, где он находится и какое устройство держит в руках. Прогресс и цифровизация стали родоначальниками такого явления как корпоративная мобильность. CEO eXpress Андрей Врацкий подчеркивает: оперативность мобильной работы превосходит любые другие форматы, ведь смартфон постоянно находится рядом с человеком, а push–уведомления приходят мгновенно. Современный подход к корпоративной мобильности — защищенное приложение, сочетающее в себе все необходимые сотрудникам инструменты. Оно не предполагает вмешательства в личные области смартфона, например, контакты, галерею, файловую систему и профили пользователя, и обладает приемлемым подходом для службы безопасности и для пользователей. В целом мобильному сотруднику достаточно корпоративного мессенджера, рабочей почты и календаря, клиента корпоративных видеоконференций, личного кабинета сотрудника и специфического приложения (зависит от обязанностей).

Личный опыт — лучшая рекомендация

При грамотном использовании IT-инструменты способны снизить текучку кадров и улучшить производительность труда. Руководитель группы компенсаций и льгот "Аптечной сети 36,6" Никита Удачин делится опытом цифровой трансформации системы оплаты труда. Для этого следовало увеличить доход сотрудника через рост производительности труда, увязать в головах результаты работы и уровень дохода, ускорить темпы развития онлайн–канала, обеспечить аптеки персоналом — снизить отток и увеличить число работников. Нужно было выстроить систему, основанную на следующих принципах — ориентации на результат, простоте, прозрачности и управляемости. Гарантировать выполнение данных правил может только наличие поддерживающей IT–инфраструктуры. Для этого были созданы личный кабинет фармацевта на кассе, система reat-time аналитики, калькулятор дохода и биржа смен (фармацевт может узнать, в какие дни и в какой аптеке можно выйти на подработку). Еще одно мотивирующее нововведение — "зарплата сегодня": вышедший на смену первостольник в течение рабочего дня зарабатывает себе премию и может снять ее на следующий день.

Результат использования цифровых технологий в работе компании благоприятный: уже во втором полугодии 2021 года текучка кадров снизилась наполовину, найм превысил отток на 30%, доход увеличился на 10%, а производительность труда — на 12%.

Цифровизация и бизнес–аналитика

Положительным опытом в области применения цифровых инструментов делится также директор по информационным технологиям и автоматизации бизнес-процессов "Биннофарм Групп" Евгений Зайцев.

Зайцев Евгений

В 2021 году компания прошла глобальную трансформацию модели управления. Объединение активов привело к потребности в разработке уникального решения для автоматизации и обеспечения контроля над выполнением управленческих задач. Для решения задачи были выбраны СЭД: Directum и ERP: SAP. Проект стартовал на базе головного офиса "Биннофарм Групп" и был запущен в эксплуатацию уже с начала 2022-го с прицелом на дальнейшее тиражирование на производственных площадках. В течение года компания провела трансформацию бизнеса в формат вертикально-интегрированного холдинга с централизацией управленческих функций на базе ООО "Биннофарм Групп", выступившей в качестве торгового дома для дистрибуции продукции.

Эксперт советует при внедрении подобных проектов руководствоваться интеграционным подходом — от ядра к развитию. Так снизится нагрузка на бизнес, при этом команду можно будет фокусировать на старте релизов. Также нужно формировать четкую договоренность о приоритетах в порядке запуска функционала. "Качественная бизнес–аналитика даст понимание возможностей внедряемой системы и оптимальных путей решения каждого вопроса. Важно не идеализировать первоначальное техзадание и проектные решения, поскольку невозможно настолько четко скорректировать бизнес-процессы, чтобы они стартовали идеально", — подчеркнул Е. Зайцев.

По материалам 8-й конференции "Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности" (организатор: группа "Просперити Медиа" и портал CFO-Russia.ru)

Ирина Обухова
27.10.2022
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться