Статьи подрубрики государственное регулирование:

Специализированные
мероприятия
 
IT  в фармацевтике
Платиновая унция
RU PHARMA 2024 ban  
   
 
   

XXI ВЕК: НОВАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Гандель Виктор Генрихович
Член–корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.

Гандель В.Г.

В РФ Счетная палата оценила суммарные расходы на борьбу с коронавирусом в 2,9 трлн. рублей[1]: государственный сегмент остается ключевым драйвером роста фармацевтического рынка России и доля его вложений постоянно растет последние два года. Перефразируя известное стихотворное изречение Евгения Евтушенко, можно утверждать, что государство в России больше, чем государство.

В существующих условиях создание и применение этиотропных препаратов против новой коронавирусной инфекции признано востребованной фармакотерапевтической новацией.

Искусственные моноклональные антитела

Обновленная 15 версия Методрекомендаций Минздрава РФ по профилактике, диагностике и лечению COVID–19 от 22 февраля этого года продолжает публиковать перечень таких препаратов, в т.ч. не зарегистрированных в РФ, назначение которых возможно при наличии ЛП в субъекте РФ и решения врачебной комиссии, а также разрешения на временное обращение (Пост. Правит. РФ №441 от 03.04.2020).

К таким препаратам относятся, в частности, искусственные моноклональные антитела (МКА), обладающие вируснейтрализующим действием в отношении SARS-CoV-2, рассмотрение которых продолжается с 4-й версии методрекомендаций. Если в той версии упоминался 1 препарат (тоцилизумаб), то на настоящий момент речь идет об использовании однокомпонентных (сотровимаб, регданвимаб) и комбинированных препаратов (бамланивимаб+этесевимаб; касиривимаб+имдевимаб) в форме подкожного введения и инфузии.

Окончание в названии рассмотренных ЛП характеризует их биохимическую природу: окончание "маб" присутствует у моноклональных антител (mab, monoclonal antibody). Гуманизированные антитела имеют окончание "–зумаб", полностью человеческие — "–умаб".

Класс ЛП на основе МКА, обладающих мощным потенциалом направленного терапевтического воздействия на патогенетически значимые механизмы развития заболеваний, успешно применяется при тяжелых хронически протекающих — онкологических, аутоимунных, инфекционных, аллергических, а также в трансплантологии для лечения и профилактики отторжения трансплантанта. Разработка и создание препаратов МКА на основе цельной молекулы иммуноглобулина, а также препаратов модифицированных антител, обладающих определенным набором функций, связанных с отдельными структурными элементами молекулы, стало возможным благодаря использованию технологий генной инженерии и трансгенных животных.

Здравоохранение столицы первым стало применять новейшие лексредства из группы МКА, используя для лечения пациентов на ранней стадии заболевания с риском тяжелого течения, включая беременных женщин с ковидом, у которых такой риск прогнозируется.[2] В ГКБ №15 и №52 открылись специальные стационары кратковременного пребывания, а состояние женщин контролируют акушеры-гинекологи, в т.ч. телемедицинского центра.

Разработанные протоколы фармакотерапии МКА распространены на другие мед. учреждения в регионах.

МКА в основном зарубежного производства. В нашей стране с МНН левилимаб производит "Биокад" под ТН "Илсира" в форме р-ра для п/к введ. в 3-компонентном шприце. На сайте компании говорится об испытаниях лекарства.

Назначение препарата в самом начале клинического проявления дыхательной недостаточности при COVID-19 позволяет предотвратить перевод пациента в реанимационное отделение.

Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН в сотрудничестве с медиками ФМБА и учеными Сибирского отделения РАН разработали препарат на основе МКА, нейтрализующих коронавирус, в т.ч. дельта, гамма и омикрон варианты, проходящий клинические испытания.[3]

Терапия вируснейтрализующими МКА особенно широко применяется в США, Франции, Германии, странах Скандинавии, в т.ч. для амбулаторного лечения лицам с иммунодефицитом: первичным или вторичным, разрешенная с двенадцатилетнего возраста.

По сообщению главы Центра им. Гамалеи А.Л. Гинцбурга, центром получены необходимые средства (госфинансирование) и планируется к концу 2022-го зарегистрировать создаваемый специалистами центра препарат на основе МКА для лечения COVID–19, поскольку КИ начаты и успешно продолжаются.

Лейтрагин запатентован Научным центром биомедицинских технологий ФМБА РФ для лечения и профилактики вирусной пневмонии и тяжелейшего осложнения ковида — цитокинового шторма.

В ходе КИ специалисты указанного центра установили, что данный ЛП эффективнее тоцилизумаба по снижению уровня смертности — установлено, что наиболее активной формой его использования являются ингаляции. В России субстанция лейтрагина синтезируется и производится как препарат полного цикла. Лейтрагин относится к классу малых молекул, что обеспечивает высокую безопасность его применения и низкую стоимость.

Следует подчеркнуть значимость т.н. малых молекул в разработке и создании ЛП. Их синтез (биосинтез) более прост как с позиций фармакохимии, аналитики, так и биофармации при исследовании фармацевтических факторов.

Речь идет об изучении механизма действия, фармакологических эффектах, фармакокинетики, исследований токсичности и профиля безопасности препаратов как потенциальных ЛС для терапии новой инфекции.

Для промышленной фармации полного цикла малые молекулы представляют ценность технологическую и фармакоэкономическую, поскольку сужают (минимизируют) риски фармацевтического менеджмента, обеспечивая оптимизацию заданных (заявленных) параметров фармацевтического качества.

Россией и КНР было подписано соглашение о сотрудничестве в области общественного здравоохранения и современной медицины, включая разработку и производство вакцин и ЛП против коронавирусной инфекции. Этиотропным препаратам будет уделено особое внимание с учетом богатого опыта их применения в терапии COVID–19, включая использование средств традиционной китайской медицины.[4],[5]

Следует обратить внимание на инновационный, т.н. ассиметричный подход к разработке новых этиотропов, заключающийся в дизайне активных молекул ЛВ не в направлении их воздействия (блокировки) на структуры вируса, прежде всего на тримерный спайковый (S–белок шипа), представляющий 2/3 его генома, а на блокаду активного участка человеческого белка TMPRSS2, участвующего в проникновении ряда вирусов в клетки организма человека.
----
[1] https://www.kommersant.ru/doc/4703376
[2] https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/news/default/card/6005.html
[3] https://www.rbc.ru/rbcfreenews/619502419a7947552657be19?
[4] http://kremlin.ru/supplement/5770
[5]
https://www.bbc.com/russian/features-51708954

Гандель Виктор Генрихович
24.03.2022
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Специализированные
мероприятия
 
IT  в фармацевтике
Платиновая унция
RU PHARMA 2024 ban  
   
 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться